<<<пред
***
Для
крещеного человеческого естества Христа стали видимы два мира: материальный и
духовный, и искушал сатана Христа, конечно же, извне. Не только доступа к
мыслям Господа у сатаны не было, но не было даже возможности
поверхностно скользить по мыслям, посылая прилоги. Сатана вызывал Христа на
диалог и Господь пошёл на этот диалог, чтобы не только посрамить дьявола, но и
дать сатане последний шанс.
Дьявол вряд ли точно знал с
Кем имеет дело. Но во всяком случае он знал, что в естестве этого Человека нет
его агентуры - „заразы смерти". Не мог пропустить он и не заметить: ни Его
чудесного Рождества, ни Его беспорочной юности, ни полной Его недоступности в зрелости. Только Божества Его он не видел. Но
дьявол наверняка знал, что это Мессия: „если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни
сии сделались хлебами". Господь вовсе не отрицает, что Он Мессия и совсем
уж не отвергает „хлебов", но говорит, что в Его присутствии: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим
из уст Божиих". Дьявол кажется не понял, и предлагает броситься
вниз, ссылаясь на Писание (между делом, кажется, сокращая несколько слов): „Ангелам
Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень
ногою Твоею". Видно, что сатана переиначивает текст, искушает - в злости и
бессилии, что не может достать Человека своей грязью изнутри, привычным
способом. - „Не искушай Господа Бога твоего", говорит ему
Христос, совсем уже не прозрачно намекая,
что сатане следует поумерить свой пыл. И кажется тот почти догадался... Но
ему нужна ещё одна проверка - он разворачивает самую соблазнительную и
захватывающую картину, от которой у любого ноги подкосились бы, он готов отдать
всё, при одном условии, и ему хочется скорее услышать ответ: „все дам
Тебе, если, пав, поклонишься мне". И тут-то его как ветром сдуло от одного
Господнего приказа: „отойди от Меня, сатана". Только и успел дьявол
услышать, что это ему следовало поклониться своему Создателю и служить Ему,-
что ему только что был дан последний шанс прекратить свои козни. У ап. Луки сказано, что „окончив все
искушение, дьявол отошел от Него до времени". Немного оказалось в арсенале сатаны для начала,
если он закончил всё искушение....
Если кто-то думает, что в искушении непременно
должно присутствовать влекущее начало, и без него и не бывает искушений, и что
Господь как-то внутренне „боролся", т.е. отгонял
от Себя все эти посторонние мысли, и что все Его ответы сатане передают
отголоски этой внутренней борьбы, что Его ответы это результат победы
немощного естества над соблазнами и т.д., то
мы выразим своё недоумение.
Для нас очевидно, что Господь
не боролся в Себе, чтобы дать те ответы, которые сатана услышал. Рассмотрим теперь искушение Христа сатаною несколько
иначе...
Проведя сорок дней в тяжёлых
условиях, Господь на Себе познал пределы терпения естества человеческого,
тяготы существования: голод в первую очередь, обычный физический голод многих людей; голод и изнурительный труд большинства,
ради того, чтобы не терпеть этот голод, и даже преступления: воровство,
убийство, шантаж - на что подталкивает
человека дьявол; - устранить всё это - исчезнет власть дьявола? „Вот Ты сейчас голоден,
так в чём затруднение? - как бы говорит дьявол,- если Ты Сын Божий, реши эту проблему раз и навсегда, сделай эти камни хлебами,
все будут сыты, исчезнут человеческие распри - и Твоя миссия
выполнена"- дьявол ещё прикидывается благочестивым - ведь он первый раз
смог подступить к этому Человеку - и даёт „мудрый", благочестивый совет.
Господь отвечает словами Писания, как бы говоря: „раз ты осведомлён в том Кто
Я, то должен знать, что для истинно верных голод лишь испытание" (Втор. 8;
1-6). „Конечно, - для верных - да, но как
они узнают Тебя, эти верные, как Ты поведёшь их? как они Тебе поверят,
если Ты не дашь им хлеба? спустись к ним по воздуху прямо с храма",
-искушает и допытывается сатана. Это уже грубо и совсем не благочестиво.
Трюкачество какое-то. „Раз ты так хорошо
знаешь Писание, то должен знать как люди „искушали Господа, говоря: есть
ли Господь среди нас, или нет?" (Исх; 17; 7), и ты Меня искушаешь тем же?
(Втор. 6; 16), - как бы парирует Христос, отвечая, - вот Я и тебе то же скажу –
«не искушай Господа Бога твоего.»
Для меня совершенно нелепо
представить, что с первыми двумя искушениями Господь как-то боролся в Себе, взвешивал все „за" и
„против", дескать: „прыгнуть - не прыгнуть"... Если первым искушением
сатана мог как-то и попасть в ход рассуждений Богочеловека о немощах естества человеческого, то второе искушение это уже скорее для сатаны
самого попытка разобраться в том, Кто перед ним находится. Перед ним стоял
Некто, никаким боком не относящийся к его
княжеству, и он готов был ценою княжества приобрести Его, Неведомого. И пошёл
напролом. Вот тут то его и сдуло „до времени". До того времени, когда
Господу предстояло претерпеть искушение смертью.
...Странно, но во многих
толковниках столетней давности мне приходилось встречать этот ново-несторианский взгляд на искушение Христа в том смысле, что сама
возможность искушения человека предполагает возможность в этом человеке к
совершению греха и, дескать, такая возможность
была и в
отношении Богочеловека, но Он её
переборол в пустыне
Подобный взгляд перекочевал и в наше время,
не одними репринтами, но и свежими публикациями. Наверное слишком силён соблазн
изобразить Христа первым стойким
монахом, побеждающим дьявольские прилоги, подающим нам, тем самым, пример.
В этом опять-таки сквозит какая-то неразборчивость. Ну неужели так трудно
заметить, что: 1) в двух последних искушениях вообще отсутствует влекущий момент для естества даже падшего человека; 2) в
первом искушении отсутствует даже сама возможность греха, ибо Господь
часто являл подобные чудеса, и у кого язык повернётся сказать, что в превращении камней в хлебы был бы какой-то грех?
или что грех состоял бы в утолении голода?; 3) Предполагать же „победу в
борьбе" Христа при третьем искушении вообще кощунственно, как, впрочем, и
во втором.
Искушения Христа сатаною мы представляем в таком
свете: 1) искушения (испытания) были
направлены в первую очередь на выяснение сатаною того - Кто перед ним открылся;
2) Эта встреча с дьяволом была
инициативой Господа и целью её было приведение дьявольского мира в смятение -
Господь сфокусировал на Себе все мысли дьявола и тот привёл в движение свою адскую машину - Господь вышел на
Армагдеддон, позволив сатане сосредоточить на Нём все свои силы - Господь спровоцировал сатану на
последнее искушение - смертью, чтобы уничтожить
силу сатаны - смерть; 3) Господь посрамил сатану, показав, что Он совершенно читает
его мысли и знает цель искушения; 4) Господь заставил сатану раскрыться (третье
искушение), Сам оставшись для него загадкой, которую тот мог разгадать только „расправившись" с Жертвой, и в разгадке этой
тайны таилась для сатаны гибель.
Немощному, то есть - страдательному и разрушимому -
естеству свойственно охранять свою жизнь, поддерживать её пищей - избегать
смерти. Человек негреховно страждет от: голода, жажды, холода и жары,
боли... Избегать негреховных страстей - естественная и нормальная защита живой природы. Живое существо противится смерти
именно потому что оно - живое. Непроникновенность естества Богочеловека
для греховных страстей была совершенно ясна
для сатаны, ибо за 30 лет он мог полностью в этом убедиться. В первых двух искушениях
и не было греховных мотивов, как таковых. Противник пытался перехитрить Христа,
подтолкнуть к искажению пути. Все искушения были направлены - ни на волю естества, ни на чувства, но - на разум. И первое
искушение тоже было направлено на разум, с ассоциативным
„задеванием" страждущего естества. Разум может внять дурному совету (что и произошло с первыми искушенными людьми) и тогда
произойдёт отклонение от пути, неизбежная
и непоправимая привязка к ложному пути. Но Христос знал путь и видел
разумом все соблазны, могущие
отвернуть с пути. Господь Христос не получал от Отца заповедей: не превращать
камни в хлеб, и не прыгать с храма - никаких запретительных заповедей.
Повторить историю с Адамом хотел сатана - обмануть „нужным советом". Он
снова сильно забеспокоился. Появился Человек - как будто из рая, но - не
бессмертный по естеству. Значит -
чувствительный к страданиям. - Сыграть на Его сострадании, внушить Ему, что не
Он Один страдает, что - много страдающих, много голодных, одиноких,
сомневающихся... Опять же, сатана нашёптывал о чём-то более высоком,
нежели просто предложил бы поесть Господу Самому
То есть, он просто обманывал.
Поэтому так и надо ставить вопрос: мог Христос
обмануться или нет. И тогда уж определять,
есть ли в искушении Его сатаною что-нибудь для Господа „влекущее", или
какая-нибудь модальность поддаться искушению. Для меня ответ очевиден.
Для сатаны был, видимо, не очевиден, поэтому он и полез с третьим искушением,
предложив „пасть и поклониться". На сострадании сыграть не удалось,
подумал дьявол, значит несострадательный, и, значит, поддастся власти... Только
и успел договорить... Ну какая тут может быть модальность?
Но вот жизнь... У естества
своя воля - жить. Разум несклоняем, чувства недоступны, но естество-то -
смертно и, значит, хоть этим - доступно... Как поведут себя разум и чувство,
если естеству предложить - умереть. ...Сатана думал, что приговорил
ненавистного ему Человека к смерти, но он
не знал, что это Господь выбрал Себе смерть, чтобы войти к нему в дом и
разорить его владения.
|