Лк. 17; «5 И сказали Апостолы
Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно
горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она
послушалась бы вас»
Вера с зерно горчичное понимается по
обычаю: хотя бы как зерно горчичное. Т.е. – хотя бы маленькая. И,
мол, такая маленькая (хоть такая), она может горами двигать.
Христос же говорит совсем о другом,
когда ученики просят Его «умножить» в них веру. Вера и должна быть незаметной,
крохотной на глаз как точка и живучей…- как зерно горчичное.
Она должна быть мгновенно готова к
всходу, к вырастанию.
Как точка.
Сосредоточенной на одном – пойти в
рост, едва коснется почвы.
…Не разлагаясь и потихоньку сгнивая
и лопаясь как тыква….
А – сразу.
И умножение веры возможно как
умаление себя, плодов своей деятельности: Лк17; 10 «Так и вы, когда исполните
все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали,
что должны были сделать»
Наша же нынешняя «крепкая
вера православная» - ну точь-в-точь – тыква. Пока вся крепость из нея не
выйдет, пока не перезреет, пока не лопнет и не расползется мякотью с семенами,
пока дождь не смоет слизь, пока не отскочат с семян лушпайки, пока хоть что то
проклюнется - да надо еще ведро навозу подкинуть, что б сил хватило вылезти –да
прорастет наконец, под чем никакие птицы небесные ни за что не спрячутся
- только разве мыши – пока, одним словом, все это произойдет - ежели еще никто
не слопает ради сугубой питательности - за это всё время всякую надежду
потерять можно.
Наша вера нынешняя, богатая
традициями и грандиозными успехами сохранения традиций, богатая горячими
именами и негорящими письменами, чрезмерно богатая духом и тонким слухом
улавливающим тревожащее, посягающее на ея крепость и питательность -
стала таковой уж вовсе бесплодной, с тех пор, когда за ея сохранность и
селекцию взяли ответственность самые назойливые, расторопные и пронырливые
представители «ангельского чина».
Возрастили нам тыкву.
***
Камень Церкви воздвигнут на Петре. Не на словах Петра -
"Ты Христос, Сын Бога Живого", а на самом Петре, не кровностью и
плотяностью своими - не верой народа и верности преданиям - а духом,
разглядевшим Сына своего Отца, прорекшим эти слова.
Что такое дух и духовное - спросим? Монах сразу схватит четки, сделает
серьезное лицо и понесет в ответ платоническую ахинею. Про "дух". Как
он его понимает в созерцательном плане, хотя пять рублей можно поставить на кон
- что ничего он не созерцал и болтает попусту.
Дух Петра и есть камень веры. Чистый, восторженный захлест. Луч из рая. Детская
догадка, прозрение. Открытие мира. Внезапная догадка - задачка решена!
Ты Христос - Сын Бога Живого!...
Эка невидаль для нынешних фарисеев. Они у отцов про это все прочитали....
Фундамент Церкви...
Это - люди, которые пишут записки Деду Морозу и кладут их под елку, которые
верят, повзрослев, что перешагнув через борт лодки, они смогут подбежать по
воде к своему Другу.
Что такое христианство? Это - Петр, буря, лодка, Христос.
Что мешает стоять в вере? - страх.
Кто, не зная страха, готов хвататься за огонь и идти по воде?
Почему Господь не дает нам сразу - с детства - ходить по воде, летать без
самолетов и проходить сквозь стены?
Христианство это простота и мудрость, слагаемые в любовь. Камень веры и воздух
мудрости. Нам надо еще набраться ее - не законнической тяжести, а легкой как
воздух мудрости, чтобы хоть как-то считать себя христианами. И перестать
слушать балбесов, проповедующих нирвану.
***
…
А то, что это человеческая религия,
видно вполне. Непременным атрибутом этой религии остается – вера, только вера в
человека. Тончайшее суеверие. Через избранного человека познается и «Божья
воля», как распоряжение на дальнейшее безверие, такой человек и «молится лучше,
сильнее», высасывая веру из просящего «святых молитв», превращая молитву в
потустороннее камлание, а не со-переживание, со-действие...; он, один он может
навести мост и развести мост…
Любопытно, что ведь акт веры тут
сами люди и осуществляют, доверяясь человеку, и по вере и получают, то есть –
чудотворят. Ведь Христос о таких чудесах свидетельствовал: «вера твоя спасла
тебя».
Как сильно изменилась бы жизнь
людей, если бы они увидели в себе эту веру, взрастили ее, поняв, что
наблюдаемый ими рост – результат их усилия, их горчичного зерна, падающего в
почву, порой, очевидного шарлатанства.
Подлинного бы блаженства достигли
люди по слову Христа, что блаженны не видевшие и верящие. Ведь вера и есть
мост. Тянуть его к помолвленному толпой себе магу в чорном, теша его гордыню,
что его молитвы и впрямь достигают Бога лучше и быстрее, значит прогуливать,
транжирить свою часть наследства.
***
а - из многих - главная
неправильность христианства в том, что никакого жреческого умилостивления
совершать не надо.
полный абсурд: "веришь в Меня -
спасешься"..
"верующий в Меня имеет жизнь
вечную"
" Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в Меня, если и умрет, оживет"
"вера твоя спасла тебя"
Человек начинает делать не руками
ногами, а волей.
Просыпается новый (старый),
затюканный орган действия...
Вера может приводить в движение
материю, совершать действие, энергию....
Самоисцеляться человек может верой.
Не просто верой в исцеление, а верой что - от Него исцеление.
"она говорила сама в себе: если
только прикоснусь к одежде Его, выздоровею".
Вера в то что Христос воскрес - дает
спасение.
И чем непоколебимее, неразрушимее
вера эта - тем явственнее плоды.
***
Доведу до конца мысль об умножении веры.
Феофилакт: «Так и сию смоковницу вера может искоренить из
сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну. — Сказав
это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же?
Учение о том, что не должно гордиться совершенствами»
Лопухин со товарищи: «Притча о рабах ничего не стоящих
находится только у одного ев. Луки. Связь с предыдущим установить здесь
невозможно. Господь рисует здесь картину возвращения раба с тяжелой работы на
ниве или же с пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба,
велит ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И
потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает
поблагодарить его. - Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет. Ученики Христа
также должны чувствовать себя рабами Божиими.»
Сам фрагмент: «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас
веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице
сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас,
имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди
скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и,
подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет
ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и
вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие,
потому что сделали, что должны были сделать.»
Толкователи, как мы видим, никакой связи между просьбой
апостолов и притчей не улавливают.
Межтем связь прямая:
Раб пашущий тут и есть – вера. «Кто из вас, имея раба
пашущего или пасущего»
Вера должна работать человеку, но человек не должен прислуживать
своей вере. «по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за
стол? Напротив»
Напротив, верующий человек не станет ей прислуживать, а
заставит работать. «не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись,
служи мне, пока буду есть и пить»
И только отработавшая человеку вера получит удовлетворение.
«и потом ешь и пей сам»
Но и дальше человек – не станет «благодарить свою веру», не
удовлетворится ее плодами. «Станет ли он благодарить раба сего за то, что он
исполнил приказание? Не думаю»
Ибо возрастание веры невозможно получить, будучи
удовлетворенным. «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы
рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»
…
Какой, собственно вывод? – Что вера, как и любовь должна
умножаясь, устремляться дальше, давая свои плоды.
***
«Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко»
Вера человека физически уставшего,
уморённого, и вера человека бодрого, в
меру праздного – это довольно радикально - разные веры…
И самое замечательное в этой разнице
вовсе не в том, что обремененный человек верит сильнее. Или что ему проще
обрести веру… – Вовсе нет. Просто
человек глубоко уставший не воспринимает всерьез все суррогаты веры и навески
на нее. То есть – бодрячковая вера – пост там, подвиг, поехать на монахов
полюбоваться: как поют, как ходют, какой взгляд у них прозрачный и свежий – все
это фуфло рано или поздно начинает вызывать протест. Или если бремя резко и вдруг
навалилось…
Какие нафиг монахи – патриархи –
митрополиты с дьяконами - тудыть их в качель с ихними подвигами и болтовней про
непрестанную молитву и возрождение руси - когда уже рук и нервов, и мозгов ни
на что не хватает. Лишь бы упасть и уснуть,
да и то не спится. Когда уже так много навалилось, что валится из рук
все за что ни возьмешься… В книжкак, где
все написано про смирение, можно прочесть что вот тут-то сейчас оно и пойдет… И
вера самая настоящая накатит и смирение тоже… Как бы так, ага… - Обычно все
наоборот. Вот тут как раз понимаешь что и веры нет и смирения нет, а что
говорят про веру и смирение – это барахло все. И это уже можно сказать –
сатори.
Про веру нищего Лазаря – ничего в
Евангелии не сказано. Наоборот сказано, что только некоторые желания у него
были низменные – напитаться (фу, какая гадость). Я думаю, что и других
низменных желаний было немало. Жил себе человек с желаниями и умер. И оказался
в нужном месте.
Дай монаху все это растолковать, он
заведет песню про смирение и молитву лазареву – что, мол, все это у него было и
преизбыточествовало. Ну нелазари они так
и думают – смирением человек «спасался». А остальным подвиг кой-какой необходим
взамен такого смирения – на послушание пристроиться. Знать все что было, что будет, как масть ляжет,
если низменые желания не прекращаются, но есть желание чтоб их было меньше…
Так вот вера лазарей это сама жизнь
и есть. В аду этом. С редкими райскими ощущениями – напитаться. Или выспаться.
Почувствовать облегчение… Так вот лазарям Христос и сказал – «придите ко Мне» -
верьте что весь этот ад – кончится. Остальным, конечно, сказал, чтоб не
объедались и житейскими заботами не злоупотребляли.
Так вот – сатори… Понимание того,
что народ «смиряющийся» попросту херней мается. Результата от ихней веры и чаяния
всех любить нету никакого. Чего не болтали бы, а любят все только приятных в
общении и на глаз. То есть – те же низменные инстинкты, убитые на корню
возможностью их частичной реализации. Хоть в сублимированном виде. Хорошее
настроение как любовь. Любовь как хорошее настроение в хорошую погоду. ..
Ну лазари хоть понимают что веры у
них никакой нету. Даже «православной веры». И это тоже, кстати, сатори.
Организуйся оно всё конём… Ничего нет кроме усталости и безнадеги. И понимание
того, что пхни вот прям сейчас любого крепыша в вере православной и лютого
молитвенника в тундру – загнется морально быстрее, чем устанет физически.
И тут остается человек перед «голым
фактом жизни» и вера вся укладывается во вполне прокоммунистическое допонимание
– все не так как надо. Так быть не должно.
Вот и всё… Но если нелазари делают
из этого простой вывод что так мир устроен и не нам его менять
(действительность разумна), то лазари понимают что пошел бы этот мир в задницу.
Поменять его просто необходимо. Вот оно самое и есть. – Христос пришел тоже
затем чтобы послать мир в перезагрузку, делит и полное форматирование. И
это уже - синергия. Настоящая. До веры –
один шаг. - Разглядеть в этом мире то, что хочется взять с собой.
***
Странно… почему людей дергает как
током, когда слышат эту, в общем, простую мысль.
Сначала – вера, а потом – все
остальное.
Ни Иисусовой молитвой, ни постом, ни
послушанием не достигнуть никакого результата, если вера, предшествующая всему
этому - всего лишь правильно усвоеный катехизис – свод вероучения.
Есть вера – все средства открыты и
понятны – и пост, и молитва и смирение.
Нет веры – все превращается в
получение технического образования.
Неужели непонятно, что это и есть –
узкий путь? Что в эти тесные врата с дипломом технического образования не
войти?… Что «сокрушить дух» это не исповедоваться- причаститься, а разбить всю
бытейскую мирскую оболочку. Что это и
есть – объект поиска? Обнаружение в себе, в своей нескончаемой стене
подбеленной, маленькой зеленой калиточки, за которой все только и начинается?..
***
Догматы нужны с одной целью – не
пропустить в сердце верующего вероучения суетного, суеверия. И необходимое и
настоящее догматическое богословие это постоянное сканирование суеверий и их
выковыривание. А не хранение залежалых запасов и отходов от былой деятельности.
Догматы – не вера. Ну сохранили
записи о выявлении и преодолении старых ересей. Так ересь же это не манифест,
это - практика, опирающаяся на слова мертвого догмата. Просто на -
фиксированные слова. Об этом Христос и предупреждал: «зачем ученики Твои
преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же
сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания
вашего?» Ересь всегда будет опираться на
Писание и догматы. Это было, это будет.
Любой догмат может рассматриваться
всерьез только при условии сохранения априорного, неподвластного до конца
словам, знанию о Боге: Бог Свет и нет в Нем никакой тьмы. Бог не сотворил
смерти и непрестанно делает все для нашего спасения. Не сидит, сложа руки,
ожидая нашего покаяния, а находится в непрерывном действовании. Только
действования эти просты и всеми видимы. Для этой видимости нет надобности
молиться вдохом- выдохом, ожидая появления Света. Свет дается просто так,
обычно немощным, или очень старающимся узреть.
Но блаженнее невидящие, но верующие. Главный догмат есть то, что Бог не
творец смерти, а дающий жизнь даже всему умирающему и погибающему.
Зная это ,и веря так – остальное
становится ясно и без догматов. Любое богословие должно строиться на этом камне
– на камне веры в узнанного во Христе – в Его действиях - Избавителя и Спасителя мира от смерти.
Дающего жизнь даже уже умершему.
***
Ребяты, когда мы балаболим о радикальности христианства по
отношению к миру, то – какой мы видим эту радикальность? Радикально – наше
действие, наш поступок, наше - надрывное…? Радикален - Христос.
Миссия. Радикальность.
Стоит человек. Голодный, замерзший, не то чтоб потерявший
все, а никогда ничего и не имевший доброго в этом мире, и напрягает себя
размышлением о том – лечь в сугроб и сразу замерзнуть, или еще покарячиться
денек, попытаться нааскать на кружку бульона с четвертухой хлеба и найти теплый
подвал, где можно отлежаться и отогреться на трубах.
Итак – миссия:
Вариант первый (официозно - патриярхийный)… -
Подходит к этому человеку «Христос» и говорит: «Мужик, я дам
тебе работу, платить буду когда захочу, жить будешь где – твои проблемы, но
если будешь работать честно – присмотрюсь к тебе и может быть дам работу
почище, а потом – если будешь стараться – договорюсь с ментами, что б они тебя
не били, ну а потом – посмотрим! Если будешь не только хорошо работать, но и
благоговейно любить меня, и я это примечу – подумаю куда тебя пристроить. У
моего бати есть места непыльные. Только смотри много не жри и про девок забудь,
я этого не люблю.»
Вариант второй …. (евро-гуманитарный) –
"Христос" : «Парень ! Ты посмотри до чего ты себя
довёл !!! Ты потерял всякое человеческое достоинство ! Опомнись, ты же –
ЧЕЛОВЕК, нафик, а не зверь, возьми себя в руки ! Ты же такой же как я !!!
Умойся, причешись, открой в себе все то, что я открыл в себе – высокое и
стройное, прекрасное и белокурое, европейское и цивилизованное, чтоб мне не
стыдно было за тебя, разгильдяя! Найди себе работу, занятие, хобби, наконец, и
живи по людски. Что ты сгорбился как хорёк?! Распрями спину и иди в баню !»
_______________
И третий вариант – радикальное христианство.
Христос: «Друг, вон видишь – стоит дом? – там все есть,
живи, он – твой. Сам дойдешь или тебя довести?»
Вот этот третий вариант и есть то, что говорил не «Христос»,
а - Христос. Человеку надо только поверить что его не обманывают. Кто Этот
Человек, Который на халяву раздаёт жильё, да еще и ничего не спрашивает? Даже
паспорта… Кто я такой, чтоб мне вот так – ни за что? Можно ли вообще в это
поверить?
Куда Он меня поведет?
Может Он меня ментам сдаст…
А если я сам пойду – чего я там скажу, когда приду?
- Что меня сюда позвали?
Ну это же не может быть.
Это же смешно.
В это же невозможно поверить…
Или это правда?
Вот такое напряжение веры и совершает все остальное. И вера,
откатываясь и возвращаясь совершает свою работу по преображению человека. Все
остальное – потом. И привязанность, и желание поступать так же, и - любовь...
Если вера побеждает – осталось дойти и войти. Лучше
попросить довести.
Итак, я понимаю и принимаю - вот такой символ веры. Потому
как если мы чувствуем себя в этом мире крепышами, хорошо стоящими на задних
лапах, если мы – в независимости от социального положения – не ощущаем нутром
своим всей неуютности этого мира, его недетскости и равнодушия, не чувствуем
эту неуютность на чужих шкурах, то вере неоткуда и появиться. Христос говорил –
станьте как дети. Нет.. - не «чистыми как дети», а "как дети" -
беззащитными, все получающими от родителей даром и нуждающимися в постоянной
опеке.
И Христологический догмат это не расфасовка природ, воль и
ипостасей, а обоснование того – куда Он нас зовет. Обоснование для неверующих
умников.
***
Вера это не пункт вероучения. Если
вероучение говорит - Христос нас спас
без всяких условностей, даром – то только неверие может сделать вывод - что:
«тогда зачем париться? буду делать что хочу».
«Все мне позволительно, но не все
полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Париться и
впрямь не надо. Вера не ставит вопрос
про «париться» и «что можно». Вера это реальное напряжение воли в обход этих
дурацких вопросов. Об этом много писал Павел, да и все апостолы. В те еще
времена многие удовлетворились вероучением, игнорировав веру, и пустились во
все тяжкие, гробя сами себя, констатируя торжество буквы над смыслом.
Верующий не грешит – «Всякий
верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего,
любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда
любим Бога и соблюдаем заповеди Его ….
Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий,
рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не
прикасается к нему».
«Если говорим, что не имеем греха, -
обманываем самих себя, и истины нет в нас.
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам
грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова
Его нет в нас».
Это не противоречие. Вера это не то
как поступать, а то чего хочется,
чается. Вера это орган работающий, а не интеллектуально усвоенный пункт учения.
Умножение веры совершается делами веры,
нахождением ее в своей воле (а не так чтоб волю об стенку и к старцу), уходом
воли и мыслей из мира сего. Об этом, немного коряво, писал Павел, что имеющие
должны быть как неимеющие. Если мне
чается поехать в джунгли амазонки, то я буду об этом думать, готовиться к
поездке, ждать этого. Если я хочу
встретиться с другом, я буду его искать… Если мне чается воскреснуть, то –
почему я должен выбрасывать коленца по борделям? Какая тут логика? Чаяние это –
продать все – купить жемчужину. Страсть, если хотите. Чтоб чем-то завладеть, надо этого захотеть и
все мысли и дела направить на объект желания.
п.с. и только после этого возникает
понимание того что делать ради этого
достижения.
и это что делать - у каждого свое.
а вера - она одна.
далее>>>>
|