<<<пред
***
В чём ещё весь ужас падения, что произошла -
бессмыслица. Не было даже равновесия: один-к-одному. Ясно, что сатана подловил момент, но
люди ведь поддались навету явно низшего
существа. Выдержав эту встречу, люди бы испытали явное отвращение к подобного
рода искушениям, и, думается, помолились бы Богу о даровании им стойкости. Это
был шаг к смирению, к Сыну.... Это был бы и опыт познания добра и зла разумом...
Всё склонялось к тому, что надо было хотя бы спросить у Бога: что это за змей
здесь ползает? Люди получили бы первый и огромный опыт борьбы и узнали бы о
клеветнике из уст Божиих. Выдержать первое внешнее искушение значило бы -
одержать крупную победу. Дары Древа Жизни не только
закрепили бы эту победу, но и немного научили дерзновению во смирении. Духовная
брань только начиналась. Путь к Богу требовал свободной отдачи плодов
своих „возделывания и хранения" и
плодов своей победы. Отдавая, человек получал, не в качестве, конечно,
обмена, но в силу возможности вместить.
Соблазн
жены вряд ли происходил в раю. Скорее это происходило на окраине, на границе
рая и окружающего мира, что следует из слов жены: „только плодов дерева,
которое среди („внутри", „посередине" - возможные прочтения)
рая", т.е. - плодов одного из деревьев, что находится там - в раю. Змей,
скорее всего, и не вползал в рай (многие из отцев не допускали этого) и повстречал жену, которая „возделывала" сад
где-то на окраине, ведь сад был предназначен
для возделывания и хранения. Диалог жены и змея был первым опытом внешней встречи.
- Встречи чувств со злой волей, подстерегающей человека у границ его
онтологически допустимого, безопасного пространства.
Конечно и Адаму, не будь грехопадения,
предстояло „выйти в мир", облачившись, возможно, прежде в вещество этого мира, как говорил
св. Иоанн Дамаскин: „Древо же познания добра и зла есть рассмотрение
многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы, которое -прекрасно для людей совершенных и твёрдо стоящих в
божественном созерцании, обнаруживая собою
великолепие Творца; для людей . не боящихся перехода в другое [т.е.
, худшее] состояние вследствие того, что, в силу продолжительного
упражнения, они дошли до некоторого навыка к такого рода
созерцанию". Не может человек быть совершенным, не сострадая миру.
Познание добра и зла есть последний дар человеку,
рождённому в мире, в который уже вошло зло.
Но дар этот мог быть дан только тому, кто никогда не согласится на зло. Увидеть
зло и не соблазниться от него можно только через Христа и со Христом.
«сей же род изгоняется
только молитвою и постом» - тонкий мир открывается человеку, закрытому
«кожаными одеждами» через пост – ограничение себя в пище и сне. Пост помогает прорвать подвижнику оболочку
кожаных одежд. Но именно – только подвижнику. И путем долгой тренировки. И
молитва должна стоять на первом месте, чтоб не угодить в руки дьяволу. Господь
пошел на встречу с сатаной этим путем – постом. Встреча с дьяволом была
инициативой Христа, которому нужно было встретиться с противником и вывести его
на битву. На Армаггедон. К слову сказать, увлечение экзорцизмом, которое мы
переживаем в последнии десятилетия, очень похоже на обычное шарлатанство. Ибо
не может человек изгнать того, кого он не видит. Как бы он не имитировал
«молитву». Еще же, к слову сказать, продолжительные и нудные посты,
навязываемые монахами мирянам, свидетельствуют о том, что монахи нынешние,
собственно и не понимают смысла поста, призывая скорее игнорировать плоть, нежели
тренировать себя к встрече с сатаной. И
еще к слову – молитва первичнее поста и этого дурацкого, никому не нужного
«послушания», о котором так много….
***
Типология: Воскрешение
Лазаря (призыв из небытия) в „доме бедности" - о нерасторжимости брака - о работниках в винограднике - просьба двух
сынов Зеведеевых -исцеление двух слепцов - вход в Иерусалим - смоковница
- Синедрион оспаривает власть Христа -
притча о злых виноградарях - вопрос саддукеев - вопрос о наибольшей заповеди—
Последние
дни: Тайная Вечеря - Иуда - Гефсимания - взятие под стражу - Синедрион (пародия
на суд Божй) - отречение Петра - окончательный приговор Синедриона - Пилат
-скорбный путь - Голгофа.
***
„Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе
не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4; 19); „Хотя у
вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе
благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор.
4; 15-16). - Так и „заполняется" рай - Церковь Божия. „Оставит отца и мать
... и прилепится" - оставит ветхое рождение и обретёт новое.
***
Праздник
Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Первосвященник - святая Святых -Плод.
***
Левит 25; 10: „и освятите пятидесятый год и
объявите свободу на земле всем жителям ее."
***
Левит 25; 22: „И будете сеять в восьмой год, но
есть будете произведения старые до девятого
года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое."
***
Евр. 5; 13,14: „Всякий
питаемый молоком, не сведущ в слове правды; потому, что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным,
у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла."
***
Деян. 2; 17: „и будет в
последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть..."
***
Скиния - „чуждый огонь" (Надав, Авиуд) - смерть.
***
И всегда же есть внешние
(Лаваны), которым внешне же приходится служить, чтобы взять оттуда лучшее, то,
что „не от мира", чтобы ничего Божьего не осталось миру.
***
1Кор. 6;
16 - одна блудная плоть, т.е. - уподобление. И по-другому никак
„метафизически" не объяснить. Не нужно рисовать в воображении своём
„астральных" монстров, не нужно.
***
Слово женского рода צלע (цела) встречается в Писании довольно часто, но
только дважды оно имеет, согласно древней традиции, прочтение „ребро":
Быт. 2; 21, Быт. 2; 22. Чаще всего оно читается (и переводится) как:
„сторона", причём (кажется без исключений), в контексте - одна
„сторона" из двух (сторон, а не многогранника). В ЗЦарств 6; 34,
это слово (стоит во мн. ч., муж. р.)
переведено как: „половинки" (или „створки" двери; нужно заметить, что
принято читать просто: „створки"). Мы полагаем, что правильнее в Быт 2;
21, 22 прочитывать слово צלע , как „сторона" (половинка чего-то, имеющего две
стороны). Более понятно на русском прочитать просто: „половина".
Нужно заметить, что это слово близко по написанию слову: צלם (целэм) - „образ", вместе
с которым они стыкуются по смыслу в слове: צל (цель) - „тень" (ведь
„тень" это, отчасти - „обратная сторона", а „образ" это, в каком
то смысле, - „тень"). Мы не собираемся
погружаться
в дебри лингвистики, но отмечаем это, как нечто для нас немаловажное, т.к. „жена", взятая из „стороны-половинки"
человека, на момент взятия, была, по нашей версии, лишь „тенью" и
„образом" Божиим (ср. „образу и тени небесного" Евр. 8; 5)
***
Церковь ведь тоже:
„освящена и очищена" и „представлена славною" Христу, она
„возлюблена" Христом (Еф. 5; 25-27), но никак не „вынута" из Христа.
Часть Себя Господу не надо было бы „очищать и освящать". „Своей
Плотью" Господь считает Церковь именно как Свою Невесту. Христова Невеста созидается
из членов, должных образовать Тело. Церковь буквально изымается из
человечества, чтобы человечество шло за Ней. „Одной плотью" муж и жена
становятся по установлению Божию, и это не закон плоти; это очевидное преодоление закона „плодитесь и
размножайтесь", ибо в этом законе в наличии две плоти, как ни
крути...
***
Посему о
жене и не сказано, что она есть „образ и слава мужа", но только: „слава
мужа", и не сказано, что она есть „образ и слава Бога". Жена
уподоблялась уже уподобленному Адаму, и тем самым выражалось её уподобление Богу.
Если
женщина „6 дня" всё ещё „независима", „свободна"
(эмансипирована) от мужчины, то жена „7 дня" от мужа не „независима". Символ власти над ней - её имя: „мужняя", а в
падшем состоянии ещё и покрывало. А если ей не нравится, то пусть вообще
бреется, имитируя на голове мужскую лысину, раз она такая свободная... (В
данном пассаже, кажется, обнаруживается своеобразный
- „грозный", „суровый" - юмор Апостола, который был, согласно
иконописной традиции - лыс. Вконец распоясавшаяся женщина, в его представлении,
просто представляет пародию на мужское служение в Церкви, полагая что и
без мужа глава ей - Христос.)
***
„Однако пусть никто не думает, что наименование
„вожделение" мы избрали, не сообразуясь с Писанием. И вообще, по-моему,
принимать во внимание внешнее звучание слова,
а не внутренний смысл его - жаждущим божественного ведения не свойственно, но присуще
людям невежественным и глупым... А кроме того, и некоторые из наших святых мужей считают наименование „вожделение" более
священным, чем „любовь". Так, например, божественный Игнатий пишет:
„Вожделение мое распято". И в книгах, предваряющих Писания, ты можешь
найти, как некто замечает, говоря о божественной Премудрости: „Я вожделею к ее красоте". Итак, пусть не
смущает нас это слово - „вожделение", и никакое возмущение невежд не
заставит нас отступится от него. И вообще, я полагаю, что богословы, считая
понятия „любовь" и „вожделение" тождественными, тем не иенее, говоря
о Божественном, чаще употребляют именно „вожделение", дабы изменить
нелепое предубеждение невежественных людей, разум которых не может вместить
простоты „вожделеющих" наименований,
несмотря на то, что не только у нас, но и в самом Писании боголепно
воспевается именно „вожделение"; и тем не менее для толпы, склонной к
восприятию только частного, грубо-телесного, доступно постижение не истинного
вожделения, но только подобия его, или, точнее, им свойственно извращенное
понятие вожделения как такового." (Св. Дионисий Ареопагит, „Божественные
Имена" - 4. 11; 4.12)
***
Призвание женщины - „украшение
скинии собрания". Конечно, не в смысле: „покрасоваться".
|