Статистика








__
__
__

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139






Суббота, 27.04.2024, 11:09
Приветствую Вас Гость
во едину от суббот

вера Церкви, чтение Писания, догматика        
                       
                        сайт ignaty_l

| Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Ignaty L. "во едину от суббот"

<<<пред


***

Изложение

«Так легко скрывать наше незнание под оболочкой таких выражений, каковы «план творения», «единство цели» и т. д., и воображать, что мы даем объяснения, тогда как только повторяем [в других выражениях] самый факт. Всякий, кто склонен придавать больше веса неразрешимым затруднениям, чем объяснению известного числа фактов, конечно отвергнет мою теорию.»

( Ч. Дарвин «Происхождение видов.» )

Начнем с вопроса, ответ на который многим кажется вполне очевидным: о каком дне творения говорит вторая глава книги Бытия? Первые три стиха, ясно, относятся к седьмому дню. А дальше?

Тот, кто считает, что все последующие строки 7 главы «возвращают к шестому дню», и не собирается от этого отказываться, полагая что это догмат, пусть читает это сочинение просто так, или с целью - всецело возразить автору, а не обязательно обвинить автора в ереси. Кто хочет ереси? – Автор этого сочинения не хочет ереси, он сел писать это сочинение, чтобы отвергнуть «шестой день» во второй главе Бытия и готов, в свою очередь, встретить любую критику в свой адрес.

Автор этого сочинения полагает, что вся вторая глава Бытия, за исключением стихов 4-7, говорит о седьмом дне, и нигде больше, ни в одной строке, уже не вспоминает шестого дня. К стихам 4-7 мы еще вернемся. Но первое возражение, которое встретит автор, относится в первую очередь к стихам 19-22. К 22 особенно: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Я намеренно начал с этого фрагмента, понимая что именно здесь таится острие всего понимания второй главы. Именно этот фрагмент привычно соотносят к 27 стиху первой главы, которая завершается окончанием шестого дня «31.... и был вечер и было утро: день шестой». Да, действительно, стих 27, первой главы повествует о сотворении человека в шестой день: «... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»....

- По моему разумению Быт. 1; 27 и Быт. 2; 22 - два совершенно разных рассказа. И второй рассказ вовсе ничего не «уточняет» в первом рассказе и не прибавляет к нему. Здесь нет ни «возвращения» к шестому дню, ни описания подробностей шестого дня. Здесь говорится о седьмом дне, в который Бог «почил от всех дел своих». При этом я вовсе не говорю, что женщина сотворена в седьмой день. Ничего подобного. Я лишь стараюсь следовать рассказу Писания, где сказано, что Бог привел к человеку жену, взятую из ребра. И привел Он ее к нему в седьмой день. К этому мы еще вернемся.

***

Что мы можем сказать о седьмом дне? Мы читали, что Бог почил от всех дел Своих в субботу. Значит ли это, что Бог прекратил всякое действие? «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5; 17) , «Сын человеческий есть господин и субботы» ( Мф. 12; 8), «Можно в субботы делать добро» ( Мф. 12; 12), и, наконец : «Суббота для человека...» ( Мк. 2; 27). Как мы читаем эти слова: «суббота для человека»? Я понимаю их буквально. Т. е. так, что суббота отдана человеку; это его - человека - день, который Бог отдал ему, чтобы делать добро; суббота день радости человеческой в Господе и пребывание человека в раю начинается с субботы; Это день со-творчества человека с Богом; С этого -с седьмого дня- Бог «делает» уже с человеком и для человека, ибо в седьмой день человек вошел в свой новый мир; Цель творения Божьего - сотворение человека - достигнута в шестой день и далее «делание» /созидание/ продолжается не для достижения цели, а ради свершения цели, ради совершенствования достигнутого. - Так же понимали седьмой день многие святые и достойные мужи.

Мы уже заметили, что ст. 4-7, 2 главы не относятся к седьмому дню. Все же это не совсем так, потому что с 4 стиха 2 гл. библейского текста, Бог /Элохим/ выступает на страницах Писания под именем Яхве в синодальном переводе: Господь. И, конечно, это не случайно. Элохим - есть Бог в Своей Божественной природе, в Своей Божественной силе и разуме, но Бог, еще не явленный, не открытый личности как Личность. Богу некому на земле проявляться, как Сущий - Яхве - Господь; некому, потому что никого, собственно, и нет на земле, кто мог бы увидеть Бога как Личность. Нет Его еще как Личности и для тех людей, которых Он сотворил в шестой день. И говорит Он им так же, как ранее говорил животным: «плодитесь и размножайтесь», «наполняйте землю». Он прибавляет им обладание землею и владычество над животными, но тут же переносит разговор на пищу. Владычество это не похоже на владычество духа над плотью. Это - то же самое - плотяное владычество. В нем нет еще присущего личности стремления к богопознанию и самопознанию, никакого творчества во «владычестве». Человек отличается от животного только тем, что он сотворен по образу Божию.

***

Но что означает слово - «образ»? Что означает: образ Божий? И что такое, наконец, подобие Божие? Св. Иоанн Златоуст говорит, что образ Божий относится к владычеству. Наверное это так, потому что сотворенный по образу Божию человек, получает благословение на владычество ( Быт. 1; 28), но, однако чуть выше мы читаем, что владычество над природой является призванием всего человека : и «образа» его и «подобия» Богу («И сказал Бог : сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему и да владычествуют они...» и т. д. Быт. 1; 26) и значит владычество не является специфической характеристикой именно «образа».

Итак, Бог сказал, что сотворит человека по образу и подобию, но в Быт. 1; 27 читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их.» Здесь речь идет о сотворении только по образу. Итак, было ли явлено подобие Божие на человеке в шестой день? Если: «сказал: сотворим...» ( Быт. 1; 26) и «сотворил...» ( Быт. 1; 27) - одно и то же, то - да. Если Быт. 1; 27: «сотворил по образу» (без упоминания подобия) ничего совсем не скрывает, то - нет.

Можно ли примирить эти «да» и «нет», не отступая от Писания? Будем считать, что в Быт. 1; 27 подобия не явлено, поскольку об этом не сказано. Но где явлено?....

Нам думается, что об этом и говорится в 4-7 стихах Бытия; что именно это - уподобление человека Богу - произошло в тот миг, когда Господь призвал человека к Себе, когда:

«... создал Господь Бог человека из праха земного», и первый из рода человеческого услышал и узнал своего Творца; когда Господь:

«... вдунул в лице его дыхание жизни», завершив шестой день бытия мира; - тогда и:

«... стал человек душею живою» - подобием Божиим....

Адам сделался первенцем и настал его новый день –«суббота для человека».

***

Вернемся снова к образу и подобию. Читаем в родословии Адама, Быт. 5; 1-2: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.»

............................................................................................

Кстати, сочинение мое вовсе не богословское, какой я богослов? Сочинение мое, можно сказать, сообразительное, и на этом названии я и настаиваю. Делаю это отчасти затем, чтобы вывести читателя на соответствующий уровень - на уровень соображения. Тем самым предлагаю читателю присоединиться и соображать вместе. А то ведь если назовешь свое сочинение, скажем, «богословские очерки», то читатель может подумать, что ему предлагается готовое решение проблемы, и совсем перестанет соображать самостоятельно. Подумает еще, что богословы все уже давно решили, и один из богословов не поленился все это записать в виде очерков. Нет, еще далеко то время, когда на эту тему можно будет сесть и спокойно написать богословские очерки. А уж спокойно прочитать что-нибудь богословское на эту тему, у меня, например, никогда не удавалось... Тема эта требует еще всестороннего и обстоятельного рассмотрения и соображения по каждому пункту. И эта тема, еще, - совершенно не терпит насилия и перегрузок. Она не терпит благочестивой фантастики... И автор этого сочинения, отчасти поэтому, должен сделать изначально совершенно несущественную, с точки зрения читателя, поправку... что такое - «сочинение»? Сочинение - это когда сочиняют. Но автор этого сочинения есть противник всякого сочинительства на эту тему, даже если сочинительство идет под вывеской богословия и всяческих других, очень авторитетных и уважаемых наук, знакомством с которыми считается незазорным блеснуть и у некоторых богословов, размышляющих о вещах настолько потусторонних и ненаучных, настолько приближающихся к умонепостигаемому, что, казалось бы, всякая наука должна являться мелкой помехой, соринкой на мраморных ступенях метафизической лестницы в небо. Итак, будучи противником сочинительства, автор предлагает впредь называть это сочинение изложением, поскольку «сочинение» это почти что выдумка, а изложение есть вольный пересказ прочитанного и усвоенного с некоторым авторским своеобразием. Делается это с целью сохранить внимание читателя в тех фрагментах изложения, где оно и впрямь будет похоже на сочинение. Таким образом, автор стремится следовать тому примеру, который подает нам свт. Григорий Нисский, который писал в своем изложении «Об устроении человека», что метод соображения для всякого изложения на такую тему, является наиболее приемлемым и безопасным: «Что касается нас, ищущих истину путем догадок и образов, то мы излагаем то, что пришло нам на ум, ничего не утверждая безусловно, как бы упражняясь и предоставляя наши изыскания благосклонному вниманию читателей.» Итак, беря на вооружение традиционный для святоотеческой экзегетики метод, возвращаемся к образу и подобию.

............................................................................................

Прочитаем как толкует образ и подобие прп. Максим Исповедник: «Создавая разумную и духовную природу, Бог в Своей несравненной благодати, сообщил ей четыре божественных свойства, с помощью которых он хранит, оберегает и поддерживает все существующее: бытие, приснобытие, добро и мудрость. Из этих даров первые два принадлежат сущности; два других, добро и мудрость, находящиеся в зависимости от свободного выбора, обеспечивают возможность твари посредством участия стать тем, чем Он Сам является в Своей сущности. Поэтому и говорится. что тварь создана «по образу и подобию Божию»: во-первых, по образу Его бытия, в силу самого факта своего бытия, во-вторых, по образу Его приснобытия, в силу того, что тварь хотя и имеет начало, но не имеет конца; затем по подобию, будучи создана доброю Тем, Кто добр, и мудрою Тем, Кто мудр, тем самым уподобляясь по благодати Тому, Кто добр и мудр по природе. Следовательно, всякая разумная тварь является образом Божиим, но Его подобием являются лишь те, кто добр и мудр.»

Итак, мы полагаем, что Господь не одновременно явил в человеке Свой образ и Свое подобие. Мы также не находим никаких оснований считать слова «образ» и «подобие» синонимами. Мы также предлагаем читателю обратить внимание на то, что сравнивая текст Быт. 5; 1-2 («Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их и благословил их, и нарек им имя : человек, в день сотворения их») с текстами Быт. 1; 26, Быт. 1; 27, Быт. 2; 7, мы, особо не умствуя и ничего от себя не прибавляя, можем видеть, что творится человек мужчиной и женщиной по образу, а создается - по подобию (Позже мы попытаемся более корректно прочесть эти глаголы с языка оригинала). И еще...- мы вполне удовлетворимся тем кратким объяснением образа и подобия, который дает нам прп. Максим, взяв его за основу нашего исследования. Мы утверждаем, что «образ» и «подобие» - различимы.

Но предварим свое понимание различия образа и подобия мы с довольно трудного вопроса, который встает перед каждым, знающим Писание человеком, внимательно относящимся к своему духовному пути. И вопрос этот наиболее решительно поставлен святым Максимом, правда и не только им, но и многими святыми отцами Востока. Правда, поставлен он хоть и решительно, но «вскользь». Я прямо так и не побоюсь сказать: «решительно-вскользь». Отцы делали разные попытки объяснить - как может сочетаться Божие благословение «плодитесь и размножайтесь» с райским житием? Любой серьезный монах (а серьезные монахи еще изредка попадаются) скажет, что никак не может. Правда тоже самое скажет и несерьёзный монах, но он будет думать о другом. Не может - и все, и монах этот серьёзный прекрасно знает почему. Я думаю, что и женатые знают, но молчат из смирения. Знали это и святые: Максим, Григорий, Златоуст и другие.

Но вот для объяснения этого некоторые отцы предполагают, что женщина была создана Богом в раю в предвидении Богом человеческого падения. Например свт. Григорий Нисский, говоря, как нам кажется, совершенно правильно о том, что в половом разделении человека не имеет места отношение к Первообразу, делает из этого совсем не бесспорный вывод: «...Вот почему Тот, Кто, по слову Писания, видит все вещи до их появления на свет, ... предугадав заранее, в какую сторону повлечет человека его свободный и независимый выбор, как только прозрел это, добавил к образу разделение на мужское и женское начало, разделение, не имеющее никакого отношения к божественному Первообразу, но которое, как было сказано, породняется с природой неразумной ................ Сообщив человеку то, что присуще животным, Бог наделил род человеческий таким способом размножения, который ничуть не соответствовал великолепию первого творения. И поистине эту способность плодиться и производить себе подобных Бог не дал роду человеческому, когда Он сотворил его по образу Своему, но лишь произведя в нем разделение полов, сказал Он: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.»

Но сразу же здесь возникает два вопроса. Первый,- разве, предвидя падение, Бог не предвидел, что произойдет оно через женщину? Это далеко не праздный вопрос, и он сильно ослабляет версию «предвидения», ради которого происходит разделение на два пола. Второй вопрос, вытекающий из этой версии, вообще может вызвать недоумение. Получается, что Господь сначала доводит Свое творение до совершенства, а потом, как бы спохватившись «предвидением», заметно «занижает» Свое творение, или, как пишет свт. Григорий: «тогда примешал Он к Своему образу некоторые черты зверя»... Но если так рассматривать действия Бога, вследствие Его предвидения, то из этого следует, что Бог скорее создал более благоприятные условия для падения и вообще спровоцировал падение, создав женщину, ибо, предвидя одно, не мог Он не предвидеть другого - через кого это падение произойдет. Мы не можем согласиться с этой версией. Она может казаться правдоподобной только если считать что одиночное падение могло бы скорее привести во всем совершенного человека к полному люциферианству. Но тут уж мы сталкиваемся с тем, что вынуждены будем понимать «совершенство», как набор самых «передовых» свойств человеческой природы, по сравнению даже с Ангелами, свойств, предназначенных к усовершенствованию функционирования общего миропорядка. Человек тогда оказывается более совершенной «моделью» Ангела, строго функциональным существом, неким потенциальным монстром, падение которого требуется пред-упредить заведомым ограничением его могущества - разделением на два пола. Если взять все это на веру, то получается, что уже в раю человек не имел почти ничего общего со своим первичным состоянием и следовательно - данным ему предназначением. Здесь возникает целый ряд последовательных несуразиц, начинающихся с того, что падение человека было предрешено уже в силу ему добавленного, т. е. по сути - искуственного несовершенства и кончающихся тем, что человек восхотел это прежнее совершенство свое вернуть вкушением плода. Мы оставим рассмотрение всех выводов, вытекающих из того мнения, что Бог сотворил женщину в раю, предвидя то, что человек рано или поздно совершит грехопадение. Это мнение никак не подтверждается Писанием и оно до сих пор остается только произнесенным, ибо отутствуют мало-мальски приемлемые обоснования для того, чтобы его можно было взять за основу толкования рассказа Писания о происхождении человека.

Чувствовал эту непонятность благословения на размножение и св. Максим Исповедник, когда говорил «решительно-вскользь» о райском состоянии человека. Решительно,- потому-что и Максим, и Григорий, и Златоуст и многие другие отцы прекрасно понимали, что райское житие несовместимо с благословением: «плодитесь и размножайтесь». Вскользь,- потому что благословение было. И потому одни (свт. Григорий Нисский) относили его к предвидению падения, другие (прп. Максим) учили о бесстрастном и безболезненном размножении.

Я не буду противоречить святым мужам в их понимании невозможности плодиться в раю. Я с ними полностью соглашаюсь. Их предвидение не знало твердого объяснения, потому что в те далекие века наука не выдвинула еще своих эволюционных гипотез.

Автор снова возвращается к ним.

Категория: Мои статьи | Добавил: ignaty-l (24.10.2007)
Просмотров: 1491 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024