<<< пред
***
Я не знаю как там у психиатров,
философов и йогов, но у нас, православных, личность определяют в ее связи с
богоподобием…
Щас я буду говорить несколько
странные вещи, прошу не пугаться, лучше сразу в отфренд, нежели бестолковая
ругань.
Мы определяем Бога как: одна
природа, одна воля, три Лица.
Вот Давлатов умный, давно обо всем
догадался, но от нежелания повредить чужие, мозги говорит отрывисто и
специально еретично.
На самом деле мы не знаем сколько
Лиц у Бога. Может быть их не 3, а 300. С человеком работают «3», и с нас этого
довольно. Может быть у Отца есть и дочери даже (спокойно!), откуда нам знать
что там в дальних туманностях делается. В этой жизни мы туда все равно не
долетим, как бы не мечтали.
У нас есть наша Библия, наши отцы, и
наша православная Троица! Как говорят
отцы – для спасения хватит.
А так, ничего не мешает нам думать,
что по исполнении времен, к примеру, тот-же Давлатов, или Тимофей, или Вася
Тапкин – каждый сотворит какую-нибудь вселенную и всё что в ней.
Итак, что такое одна природа Бога?
Ну начнем, наверное с воли. Воля у
Бога одна, благая – жить и давать жизнь без меры. И природа у Бога одна, Каждое
Лицо обладает всей полнотой природы. «Физики» - да? – Нет? Мы говорим о Боге – «Чистый Дух», но представляем
себе «ничто», нечто, не существующее в этом мире. Так откуда мы знаем насколько это «Чистый
Дух» в Его мире? Для нас Бог – чистый Дух, да. В нашем мире – чище духа ничего
нет, не обнаруживает себя. Но природа Бога «находится» не в нашем же мире. Для
нас всё что не в нашем мире, это «ничто», но мы не знаем какова «природа
окружающей среды» обиталища Бога. Может там даже трамваи ходят…
____
Может там даже трамваи ходят…
Ну да, Палама доказал, что до нас
долетают «нетварные энергии». А, спросим
мы, зачем? Чтоб старцев осветить- простветить, а они нам рассказали чтоб? …
Бог говорит о Себе: Я Есть Я, Тот
Кто – глагол хотения, Кто- был, есть и буду.... До нас
долетают«нетварные энергии» - действия
по-русски - Бога… Просто действия чтоль…
«природы»…? Давайте так, если они «нетварные», то мы способны видеть
Бога Как Он Есть (в меру нашего неразвитого: «я есть»), ибо классика нам
говорит что действие невозможно без действователя. Да и не может Бог
бездействовать. Как и человек не может не совершать действий. Бездействует
ничто…. Но я не о том. А о том, что нетварное может узнать - нетварное же. Ибо «Чистый Дух» за пределами нашего мира это
– как уже говорилось – ничто… - Для нас.
Для «нас», это для какой части «нас»
- Бог не «ничто»? Отвечаем – для личности, для совершающего свою работу с «индивидом»
- логоса, смысла, имени человека. Для призыва.
Личность Бога и есть «чистый Дух».
Чистый Смысл, не требующий формы, но мОгущий принять вмещающую смысл форму,
стать Человеком.
Можем ли мы о себе сейчас сказать,
что «было время когда нас не было»? – Да, человек начинает жить во времени….
- Вот тут многие понимает что
«времени больше не будет», значит что мы застынем как суслики, станем только
наслаждение ложками черпать. Не-а. «Времени не будет» означает что для нас не
будет начала. Совершится Тайна Божия. «И Ангел, которого я видел стоящим на
море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков,
Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все,
что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой
Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам
Своим пророкам». А почему не будет начала? – Потому что начало наше, даже если
б оно не было греховным, все равно имело бы беспамятство «начал». То есть – беспамятство
Бога. –
Человек начинает жить во времени… Но
логос, смысл, давший в Боге человеку жизнь и время – он нетварен. Он помнит
призыв, прозвучавший вне времени. Он всегда был в Отце… Я Есть Я, а «ты» -
хочешь ли ты осуществиться как «я» - это призыв, вопрос с однозначным ответом:
«да». Бог отправляет живой ответ на призыв, живое «я» осуществляться в природе
тварной, и сделать эту природу своей новой родиной. Бог изначально отдает себя
миру. «Я» Давлатова, «я» Васи Тапкина, «я» k0uq7readerа, «я» Игнатия, – делают
природу общей, той что должна называться «природой человека». Миром людей,
наполненным личностями, вырастившими мир индивидуальностей в мир благой воли и
благой жизни, личностями, «разнящимися в славе», разнящимися проявлениями в ней
– в природе – проявлениями не функциональных свойств, не «обладанием»
поделенной между индивидуумам территории, имущества, самоприобретений и
самовыражений, а отдачи всего в обладание всеми. Даже личности. Которая и есть,
в конечном отдавании себя – природа…
Христос - говорит наше православное
богословие и катехизис - обладал полнотой Божества телесно… Но полнота Божества это и есть – Личность.
Никакой другой «замаскированной» природы Бога в Иисусе не было. Личность
вмещает в себя всю природу, если индивидуальность осуществилась как Личность.
Личность не нуждается в обособлении, ей не надо быть особью, нет нужды себя
подчеркивать, выделять и стремиться «возвышаться», над другими особями вида и
всей даже сотворенной природы. Ни умом, ни талантом, ни ловкостью-силой. Личность
это полная природа в своей славе – обнаружении себя: «сеется в уничижении,
восстает в славе», восстановлении.
Все это было в продолжении отсюда: http://ignaty-l.livejournal.com/152021.html
И отсюда: http://ignaty-l.livejournal.com/152275.html
И отсюда: http://ignaty-l.livejournal.com/152539.html
И с предыдущего.
П.С. про трамваи я для наглядности.
_____
Махонькое примечание к предыдущему:
Я не люблю и стараюсь не пользоваться термином «ипостась».
Вполне пригодный для тринитарного богословия, он оказывается
бесполезным в христологии. Проще говоря – он лишает Христа индивидуальности.
Или по другому – смешивает личность и индивидуальность. И еще бесполезнее он
оказывается в антропологии. Если же по отцам рассматривать отношение ипостаси к
усии (сущности к сущности) как частного к общему (Василий: «Сущность и
ипостась, имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и
отдельно взятым, например, между живым существом и некоторым человеком» (Письмо
236): «сущность к ипостаси имеет такое же отношение, как общее к частному»
(Письмо 214)), то ипостась в антропологии явно-
индивид, а никак не личность. И
вообще мне вся эта каппадокийская терминология кажется сейчас сильно устаревшей
и применимой только для тринитарного богословия, да и то…
По русски: личность – индивид – природа -куда понятней. Только «личность» предлагаю
вынести из психиатрии пи рассматривать как место встречи Бога и человека. Не в
будущем времени, а всегда актуально и неотъемлемое человеческое…
Личность это богоподобие.
Вдохнутый Богом в человека смысл и призыв сотворить свою природу, сделаться богом.
Личность в человеке может раскрыться одномоментно. И начать свою работу –
творить свою природу (плевать что падшая, это не помеха) – делать всю ее
личностью.
Личность может быть и забита, развивающимся под гнетом
ангела смерти, индивида. Она может не осуществлять свою работу по разным
причинам. По физическим, душевным и духовным болезням. Душевные болезни могут
сохранить в целостности дух (1 Кор. 5; 5), и человек остается восстановим в
последний день без лишних мучений. Духовные болезни это уже осуществленное
двуличие. Когда в духе прочно занял место, рядом с нетварным Божиим даром,
дьявольский ангел смерти, захватив дух до бесчувственности к призыву Бога.
Духовная болезнь это гордыня сатанинская, власть, наслаждение мучениями других…
Такой дух человеческий не спасется, не восстановится, пока не очистится… Об
этом Христос предупреждал постоянно.
«Место встречи изменить нельзя» - человек не встретится с
Богом нигде кроме своей личности. А личности не требуются почет и уважение,
власть и богатство, возвышение… Личность
и прячет в себе любовь, которая не ищет своего и всё терпит, потому как есть
«любови» захватнические, любови как удовольствия для себя. Собственно
Личность Христа и Есть Смысл Бога, Его
Логос, Его Природа, отправленный на встречу с человеком. Личность искала в
других то, с чем можно встретиться. А спасала всех.
____
Еще одно маленькое пояснение.
Считаю что христология должна лежать в основе антропологии,
а не наоборот.
Поэтому и то что стоит за объяснением терминов
"личность" и "индивидуальность" в психиатрии - считаю пока
никак не связанным с христианской антропологией.
Ко Христу нельзя применить термин "личность" в
трактовке психиатрии.
И психиатрия не знает человека непадшего, не имеет от него
"опыта наблюдений".
Антропология же невозможна без того, чтоб рассматривать
человека вне поражения грехом.
Отделения от человека чуждого, не данного, навязанного.
***
Проязыческое «пресуществление» на сегодняшний момент
является господствующей доктриной и в Православной и в Католической Церквях.
Даже если православные начинают тяготеть к православию, и
объявляют Хлеб и Вино – освященными Дарами, то таковых или обзывают
протестантами, или неизбежно высовывается из шкапа дух Паламы, и освящение
мыслится как присутствие энергий, а следом за энергиями природа вырисовывается
сама собою, поскольку Дамаскина еще никто не отменял. А уж сколько там природы
– тут фантазия может разгуляться по полной, ибо Христос есть еще и Человек.
Допаламистское богословие не знало энергии, как связи с
трансцендентным Богом. Ноу хау паламистской схоластики – Бог пребывает всей
Полнотой Своего Божества в мире в качестве Своих нетварных энергий, действий.
Не знаю – въезжает кто-нибудь или нет, что Палама, собственно, малоотличим от
оппанента своего Варлаама. Они говорят примерно об одном…
«Но мы не должны, братья, мыслить это телесно и вещественно,
как многие ученики, слыша слово это, соблазнились, говоря: “Как может Он плоть
Свою дать нам есть?” (Ин. 6, 52). Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают
христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его и Дух Святой, и Он вселяется и
обитает в хлебе Евхаристии, и освящает его силой духовной, и хлеб становится
Телом и Кровью Христовой» - Макарий Великий не знает о поздневизантийском
богословии и пользовании им слова - «энергия». Для него Дух Святой входит и
вселяется в «хлеб Евхаристии», и «хлеб» становится и Телом и Кровью. Но для
Макария само христианство есть «пища и питие»: «Христианство есть пища и питие.
И чем больше кто вкусит его, тем более возбуждается сладостию ум, делаясь
неудержимым и ненасытимым, более и более требующим и вкушающим». То есть «хлеб
евхаристии» есть Церковь, как буквально сказано у Павла: «потому один хлеб (oti
eis artos), одно тело (en swma) – (oi)
многие (polloi) мы есть (esmen) - (oi) ведь (gar) все (pantes) из (ek) - (tou) одного (enos) хлеба (artou)
часть имеем (metecomen)» - «потому один хлеб, одно тело –
многие мы есть - ведь все из - одного хлеба часть имеем». – «Часть имеем»
- причащаемся. То есть – мы один хлеб и одно тело, потому что причастники
одного хлеба: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не
участники ли жертвенника?»
«Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и
истины». Макарий прекрасно понимает это
равенство Евхаристических Слова и Плоти, где: «Дух животворит; плоть не
пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
У Павла все понятно, у «протестанта» Макария – тоже. Совсем
непонятно у всех этих потешных подвижников и их сподвижников, для которых
Христос приходил только для того, будто, чтоб сверкнуть на Фаворе, и чтоб они
расчухали про нетварные энергии. Для них Христос не ходил по земле и не любил
тварное. Для них стало важным:
«Созерцать, любить Нетварность
Отрешиться совершенно
От всего, что возникает
И тотчас же исчезает,
И умом соединиться
С Безначальным, Бесконечным,
И Нетварным и Незримым.
Вот любви и суть и сила».
Для Симеона и Паламы нет Христа-Человека. Есть «Путь
Обожения». Тео-буддизм. Войти в созерцание Нетварного, Безначального, увидеть
свой член светящимся и порадоваться. Евхаристия – да, принятие внутрь «энергий»
всей Троицы.
Мейендорф о Паламе:
«Во Христе Божество и человечество едины "по ипостаси"
(халкидонское определение 451 года) и каждое сохраняет свое собственное
"действие", "энергию" или "волю" (Шестой
Вселенский собор 680 года). Если бы соединение их совершилось "по
природе", или "по существу", оказались бы правы монофизиты,
сливающие Божество и человечество в единую природу. С другой стороны,
человечество Христа, оставаясь отличным от Божества по природе, обожено в силу
своего ипостасного единства с Логосом: такое (то есть ипостасное) обожение,
конечно, недоступно людям, но им доступно - путем приобщения к обоженному
человечеству Христову - обожение по благодати, или по энергии. Палама именно в
этом смысле понимает причащение Телу Христову в таинстве Евхаристии. В Церкви
человек получает единство во Христе с Божественной жизнью, но единство не по
существу (ибо тогда человеческие личности приравнялись бы лицам Св. Троицы и
Бог стал бы многоипостасным)и не по ипостаси (ибо ипостасное, то есть личное
единство Бога и Человека совершилось только в личности Единого Богочеловека
Иисуса), а по благодати, или по энергии. То есть паламитское различение между
сущностью Бога и энергиями необходимо уже в силу традиционной православной
христологии, утвержденной вселенскими соборами. Поэтому собор 1351 года
определил учение Паламы как развитие постановлений Шестого Вселенского собора о
двух волях и двух энергиях во Христе».
То что Евхаристия подгонялась под соборные определения – это
понятно. Человек приобщается «Божественной жизни» по благодати. «Божественная»
же жизнь рисуется как ни забавно – безлично. Некая невиданная Природа,
получаемая в Энергиях. Почему–то ее надо съесть, как можно сильнее до этого
очистившись. Понятно, что сочинить такое возможно только в условиях полного
богословского упадка.
Мейендорф: «С одной стороны, Палама со всей определенностью
утверждает, что между Богом и тварью существует реальное общение, что
Божественные свойства действительно сообщаются твари; с другой стороны, он
хорошо понимает, что отождествление Бога с тварью означало бы пантеистическое
их смешение и исчезновение твари как таковой в бездне Божественного бытия.
Именно поэтому ему необходима мысль не только о присутствии Бога в твари, но и
о Его существенной трансцендентности. В этом и состоит различие между усией и
энергиями. Оно реально, а не фигуративно, поскольку Божественная
трансцендентность и Божественное присутствие в тварном мире одинаково реальны,
но различие это не предполагает, что энергии сводимы к неоплатоническим
эманациям, которые представляют собою несколько "низшее" или
"растворенное" состояние Божественного бытия. "Каждая энергия
есть сам Бог", - пишет Палама».
То есть богословие Паламы это спор с мшистой философией,
попытка объяснить что Бог в мире – действует.
Это - спор с саддукеями своего времени. Языком и понятиями саддукеев
же… Надо сказать, что вся эта фигня
имеет корни в христологической апофатике, и идет от непонимания – что же такое
Природа Бога во Христе. «Неслитные-нераздельные» энергии шестого собора –
очевидный богословский промах. И тянется
он от халкидонской недосказанности «неслитных-нераздельных» природ…
Во Христе не было никакой иной «Божественной природы» кроме
Личности-Логоса-Слова. «И СлОво было – Бог». Цельный, Неделимый, Изначальный. И
Слово действовало в нашем мире – от начала до конца – одной Человеческой
природой…
***
Большая миска винегрета:
ПОСЛАНИЕ
ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКИЯ ЦЕРКВИ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ
"Веруем, что в сем священнодействии присутствует
Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не
преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не однрим наитием, как это
некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon
- per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для
Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно
неискусно и недостойно изъяясняют; но истинно и дейстивтельно, так что по
освящении хлеба и вина хлеб прелагается,
пресуществляется, претворяется,
преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме
от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло,
вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино
претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во
время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по
освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь
Господня под видом и образом хлеба и вина"
***
Как только было изобретено слово
«Троица» - древние благочестивые богословы все стали валить на Троицу.
Тема искупительной жертвы, обычно решается – как и все православные темы – с
помощью Троицы. Жертва может быт принесена только Тому Кто круче всех. А круче
Троицы только старцы, но старцев тогда еще не было, поэтому жертва принесена,
естественно, Троице.
Античное религиозное мышление не
могло обходиться без слова «жертва». Сейчас мы употребляем это слово часто в
прикладном смысле,добавляя возвышенности нашим поступкам. Мы «жертвуем» своим
временем, репутацией, здоровьем. То есть мы от себя отрываем, от своих «более
важных» дел. На самом деле по отношению к близким мы ничем не жертвуем. Ну
говорят – любовь требует жертв. Фигушки, если она любовь – она ничего не
требует. «Жертв» требует безлюбовность. Если я для ребенка своего хоть чем
«жертвую», то это значит, что я оторвался от своего взрослого дурацкого занятия
интернет-дискуссиями и нехотя выслушал что там чадо от меня хочет… То есть по
большому счету никаких «жертв» быть не должно. В любви то… Жертва это когда
нехотя, но надо.
«Жертва» Троице это вообще, надо
сказать – абздец полный. Троица решила что – «надо». Не больно охота, но
«любовь требует жертв». Так и быть – для гармонии и чтоб человечки тупые
расчухали как «Я–Мы» их любим, совершим акт.
Оторвемся от Своей Божественности и уделим этим жалким-убогим внимание.
Принесем Сами Себе жертву, чтоб люди офигели от такого обалденного действия и
начали поклоняться, наконец, правильно…
То есть это я к чему?.. – Понимать
действие как жертву может тот, ради кого действие произведено. Но тот кто
действие по любви совершает – он не жертвует, он вызволяет. Нас вызволяют из
рабства ценой Своей жизни – мы понимаем это действие как жертву. Мы понимаем,
те самые, кто вызволен. Да, ради нас Человек пожертвовал жизнью. Христос о Себе
говорил – «отдаю». О жизни Своей...
Но если, прости Господи, Троица
понимает всю эту чернуху и свистопляску, которая вокруг Христа творилась тут на
земле, как жертва Себе Самой, то это уж
такая свистопляска небесная похуже земной будет…
***
Итак, мы имеем христологическую
ошибку, разделившую христианский мир. Все что мы сейчас имеем это плоды
принятой и усвоенной всеми христологической ереси. То есть христианский мир это
сборник сект, каждая из которых пытается доказать «своим», что Христос именно
тут «во всей полноте». Доказательства у всех довольно однотипные – цытатами из
писания обосрать других и какими-никакими чудесами убедить себя что Дух летает
рядом с нами.
Не знаю как это все видится «с
неба», но и на земле все достаточно очевидно.
В нашей – православной секте – дела
обстоят не лучше чем у других. Есть некоторая специфика, но она
непринципиальна. На примере большой православной секты видно что люди
раздроблены в ней и эта раздробленность усиленно поддерживается Главным
Православным Исихастским Принципом: «каждый сам за себя». «Начни с себя» - дзэн-антихристово учение, противоположное:
начни с Христа, Собирающего хлеб по холмам. Потому как начав с себя – в себе и
останешься. Что и показывают теперяшние ревнители-исихасты. Злые, надрывные,
тревожные. Их дом уже пуст, в их мисках ничего нет, они - обманщики.
|