Статистика








__
__
__

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139






Суббота, 27.04.2024, 12:05
Приветствую Вас Гость
во едину от суббот

вера Церкви, чтение Писания, догматика        
                       
                        сайт ignaty_l

| Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Ignaty L. "во едину от суббот"

<<<пред


Седьмой день - день вхождения человека в рай. И «заполняться» рай должен был, конечно, любовию. Любовию первой пары друг к другу и ко всей твари, населявшей тогда землю. И в первую очередь - любовью к себе подобным.

Бог не дал жене много ума (что нисколько не умаляет ее совершенства), но наградил ее другим прекрасным орудием для постижения красоты мира. Он дал ей необычную чуткость. Такую, какой не было у Адама. То, что она могла постигнуть «от мужа», муж постигал «чрез жену», и этим составлялась полнота. В любви возникало движение, никак не связанное с «влечением». Бог дал жене новое орудие любви. В нем не было порочных страстей, но женскую чуткость составляло вожделение, как необъяснимая умом жажда непостижимого и высокого.

Мы вспомним еще о вожделении, вспомним во что превращается без-умная любовь, вспомним о разуме и послушании, но сейчас еще раз всмотримся в образы бесстрастной любви, рисуемой в «Песне Песней», чтобы увидеть, что здесь нет и не может быть того, что в Писании названо «влечением»: «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка.» Руки влюбленных источают миро. Помнит ли читатель этот запах? О каком влечении может идти речь?..

Женщина получила удивительный дар и вошла с ним в рай. Человеческая вселенная стала наполняться. В этом даре Адам узнал свою полноту. И этот дар, столь прекрасный, сыграл роковую роль в истории человека.

***

Потомков, как мы предположили, у Адама и его жены быть не могло. Рай должен был расти - можно так сказать - географически расширяться. Адам призван был воссоединить все человечество. Он знал любовь к Богу и знал любовь к человеку. Он уже многое охватил своей любовью. В Адаме ожил и стал развиваться творческий порыв. Его охватила жажда познания. Отсюда и исступление, «крепкий сон», который Бог навел на Адама, перед тем как явить ему помощника. Это - время замирания в ожидании нового, в ожидании возможности реализовать опыт своего познания через общение с равным себе. Избыток жизни перехлестывал человека и одиночество уже тормозило его развитие...

В раю должны были оказаться еще люди, но этого не случилось. - Злая воля остановила первопроходцев, в очередной раз бросив вызов Творцу самой решительной попыткой узурпации власти во вселенной.

***

Подумаем теперь, была ли у человека привязанность? Чуть выше я обещал вспомнить о ней. Мы уже решили, что «влечения» не было. Была любовь. Но были ли люди в чем-то несвободны? Не в смысле ограничения свободы (каковым по некоторым меркам можно считать заповедь /обычно, плохо подумав, говорят: «запрет»/ избегать смертельной опасности), а в смысле зависимости?

Дети привязаны к своим родителям? - Привязаны. Потому что родители дают им любовь. Дети привязаны к родителям от их любви к ним. В них самих - в детях - любовь только формируется. Дети ведь зависимы от родителей, шагу не могут без них ступить. И учатся родительской любви. Так же и Адам любил Бога, но любил еще детской привязанностью. И он вкушал от плодов этой любви, и чем больше вкушал, тем больше привязывался. Но в этой же привязанности он обретал свободу. Подлинная любовь не возможна без свободы. Как и свобода не возможна без любви. Адам должен был достигнуть духовного совершенно-летия, чтобы начать вкушать поспевающие плоды Древа Жизни в свободе. Адам не достиг свободы. Он не достиг «совершеннолетия». Всякому плоду свое время. Не настало еще для Адама время, когда он смог бы вкушать с главных дерев сада. Он не был еще научен свободе...

Со времени вхождения в рай жены Адам обретает уже большую самостоятельность. Это, можно сказать, новая ступень свободы, это уже не совсем детство. Помимо Личности, от Которого он зависим, Которого он любит, от Которого научается любви, Адам видит новую личность, и эта личность уже зависима от него. Она его помощник в возделывании их нового мира. Младенчество оставляет Адама. Он входит в новую пору, и от того, как он воспользуется новой свободой, зависит дальнейшая судьба человечества.

.............................................................

Остался один невыясненный вопрос, в связи с «прилеплением» к жене, а именно: каких «отца и мать» оставит человек?

Как пророчество это звучит неубедительно. Тем более в связи с невозможностью плодиться в раю. Получается, что первые слова Адама, которые до нас донесло Писание, были тоже о предсказании своего падения. Слишком уж много пророчеств о падении.

Интересно сравнить с Мф. 19; 5. Господь говорит фарисеям: «не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их», и дальше: «и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью.» Кто сказал? У Марка «и сказал» отсутствует (10; 6,7): «в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью». Довольно привычно слова: «и сказал» относят к слову: «Сотворивший». Но нам кажется, что «сказанное», относится ко Христу, и является продолжением Его ответа фарисеям, что и отражено у Ап. Марка, где вся фраза просто приводится без разделения. Значит Христос повторяет слова Адама, который произнес их в раю, выговорив духовное содержание естественного закона; т. е. - раз «нехорошо быть человеку одному», то и дана ему жена, «кость от кости и плоть от плоти» по естеству, узнанная им в раю, к которой он оказался готовым «прилепиться» узами духовного брака. И именно потому, говорит Христос, нельзя разводиться, что человек не только разделен на два пола по естеству в самом акте творения (первая часть слов Христа, взятая из Быт. 1; 27), но и соединен в одну плоть Божиим сочетанием (-вторая часть фразы; «так что они уже не двое, но одна плоть»,- добавляя, поясняет Господь слова Писания Быт. 2; 24), которое осознанно подтвердил Адам... Еще Адам осмыслил брак как стремление к единству двух подобных, и всякое разделение этого единства, всякая недовершенность единения, распад, должно мыслить как возвращение в животное состояние. Запечатлелся ли этот закон брака («...оставит отца и мать, и прилепится...») в сердце Адама в то время, когда он пребывал еще в естественном состоянии, и он по-новому «узнал» его в раю?...- Наверное так... Ведь плотская любовь - тоже любовь. Только очень-очень ущербная, имеющая очевидный предел инстинкта... Не будь в падшем мире такой любви, то люди, возможно, и никакой бы не научились, - свободно не научились. Плотская любовь есть и ограничение любви и ее стимул, как ни парадоксально это может звучать… Плотская, я даже не побоюсь сказать: животная нежность, есть очевидная охрана тварного мира от сатанинской безлюбовности. И не надо пугаться этого слова: животное. В конце-концов это лучше чем – бесовское.

…Так же было, возможно, и в после-первобытном состоянии.

Требовалось не «преодолеть плоть», но сначала помнить и лучшие уроки плоти. Уроки любви и... уроки влечения. Нужно было выбрать лучшее.

Старость - не есть ли этот урок? Этот горький урок. Отголосок призвания. Когда кончается влечение и не остается любви...- остается смерть.

***

Чтобы продолжать дальше, кратко суммируем все, что мы говорили о второй главе Бытия. Итак, Бог выделяет седьмой день тем, что благословляет и освящает его. Т. е. не действие Бога прекращается в седьмой день, а завершается творение мира, все связанное с материальной и душевной сторонами мира. Бог влагает в мир Свою волю и провозглашает день свободы: «и освяти его». дальнейший текст обладает динамикой. Т.е. упоминается материальное происхождение неба и земли, обозначается целевое назначение материального мира, и, наконец, фиксируется качественное новшество: смертное существо, прах, космическая пылинка - изымается, отнимается, отбирается, вызволяется от земли, уподобляется своему Создателю и поставляется в святую землю – рай, в зримый образ небесного.

В судьбе человека отмечены следующие ступени: В шестой день Бог «эволюционно», т.е., проведя через все предшествующие биологические звенья, направленно, по Своему замыслу сотворил человечество (Быт. 1; 26-31), одарив его самой совершенной в животном мире нервной системой, сделав его в конечном итоге самым приспособленным к выживанию биологическим видом на планете; В седьмой день излил на одного человека дары, устремил к Своему подобию (Быт. 2; 5-7), преобразил изъятый «прах», сделав его Своим первенцем в готовящейся к духовному обновлению природе; Насадив рай, Господь поместил в нем этого человека, где началось его духовное пробуждение; человек различает и познает духовные образы мира, выражает их в именах, научаясь мыслить сердцем (Быт. 2; 8-20); человек становится выше своего «я», он чувствует свое одиночество, ему требуется помощник (Быт. 8-21); Бог берет еще одного человека («одну из половины»), вводит в рай, уподобляя ее Себе тем, что уподобляет ее Адаму. Этот человек - жена (Быт. 2; 22); Адам узнает свою жену, говоря: «се ныне...», т.е.: да, вот теперь «это кость от костей моих и плоть от плоти моей...». Адам узнает в ней родственное себе (Быт. 2; 23-24); Адам и жена живут райской жизнью, имея любовь, освобожденную от первобытного «влечения» (Быт. 2; 25).

Мы оставляем на время вторую главу и эволюцию вместе с ней, и переходим к следующим главам книги Бытия.

***

Что вкусили Адам и жена? Вкусив, Адам узнал, что он наг. Можно сказать, что он узнал, что он - прах. Бог ему об этом позже сказал. Но он действительно наг и прах... Значит, у него действительно открылись глаза...... Просто ли он утратил благодать, или отошел от благодати? О потере благодати Писание ничего не говорит. Но естество его, ничего не утратив, уже приобрело нечто постороннее... Потом - уже потом - Бог даст ему защиту от этого постороннего, сошив ему и жене «одежды кожаные»...

Что вкусил Адам?

Творение принадлежит Богу Отцу, творившему с Сыном и Святым Духом. Писание говорит об этом. Но в раю есть только Бог Отец.. и... два древа:

-Древо Жизни

-неужели второе Древо было лишь обычным деревом, или даже, как говорят некоторые, - древом зла?

......................................................

«Когда же придет Он, дух истины, то наставит вас на всякую истину.»

.....................................................

Хрупок и беззащитен человек, как бы не хорохорился... Падшая природа его, одетая в «кожи», почти ничего не видит в громадном космосе тонкого мира и лишь милостью Божией сокрыты от него глубины вселенной…

Тронь «кожу» его, и он возопит как Иов.

Сними покров «кожи» его, и он окажется перед лицом космического кошмара...

......................................................

Всякому плоду свое время, и не может человек дерзать на то, к чему он еще не готов. Даже если это так вожделенно.

......................................................

«Что касается Бога, Он мог бы с самого начала дать человеку полноту, но человек не смог бы воспринять ее, так как был всего лишь младенцем.» (Св. Ириней)

«Человек же пожелал овладеть Божиим без Бога, прежде Бога, а не согласно Богу.» (Св. Максим)

«Как мог бы ты стать богом, если еще не стал человеком? Как можешь ты быть совершен, если только что сотворен.» (Св. Ириней)

......................................................

Спросим: если бы люди не пали, наступил бы день восьмой? Или воскресение Нового Адама было возможно /изначально/ только для спасения падшего человека?

......................................................

Мы возьмем на себя смелость сказать, что как нам думается, в раю, вместе с древом Жизни, плоды которого были еще не зрелы, стояло не просто древо послушания... Что древо Познания было областью Третьего Лица Св. Троицы.

Ведь начиная только с Пятидесятницы люди по-настоящему вступили в борьбу с сатаной. Разве монахи не есть передовой отряд Христова воинства? А кто другой как монахи знают свою наготу и познают добро и зло лицом к лицу, так близко и так смиренно-дерзко. Дерзко - потому что космос им не одолеть. Смиренно - потому что они учатся смирению у Смиренного Христа. Можно ли знать добро и зло без Христова смирения? дерзать на это? Можно ли посягнуть на дары Духа Святаго, не научившись смирению, кротости? Это называется «прелестью» - сверх-самообманом - захотеть даров не обретя смирения. Гордец, впавший в прелесть, получает соответствующие «дары». Итак, пренебрегши древом Жизни, не будучи готовым увидеть весь мир целиком, все глубины космоса, где, помимо прочего, восставший «род лукавый» тужился бороться с Богом и воинством святых ангелов, можно ли было без Отцовского Благословения брать плодов с древа Познания?...

Адам вошел в область духов, когда самовольно, дерзко отважился «принять духа». И тотчас душа его затерялась: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты?»

Древо было и впрямь «желанно», ибо давало знание. И чуткая жена поняла это раньше мужа, своим даром «вожделения». Адам научился доверять этому чувству высокой любви, это видно в Писании, как легко он поверил жене. Люди, становясь все больше самостоятельными, стали доверять друг другу чуть больше, чем Богу. Как непослушные дети убегают надолго от родителей и, встречая там, куда они убежали, нечто интересное, пренебрегают теми, кто о них заботится, так же и первые люди в раю осматривали и испытывали все, пока жена не повстречалась однажды со змеем...

Змей не был, конечно, говорящим животным, но явился, сумел явиться - и это следует сразу подчеркнуть - именно таковым. Ибо никого, кроме «животных» Адам и жена не могли увидеть. Они еще не знали о кошмарах, соделанных сатаною во вселенной. Жена даже не удивилась тому, что змей вдруг заговорил. Мало ли чего не встретишь в раю! Она была слишком весела, счастлива и беспечна. «Станете как боги.» Могла ли она уловить в этом страшном голосе оттенки лести? Она не знала ни лести, ни страха. Но она знала о запрете. Она узнала это «от мужа». И, видимо, муж - Адам - прибавил от себя это благословение – «и не прикасайтесь». - это очень похоже на человеческую подстраховку, а не на обман или клевету…

«... Завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.» (Прем. 2; 24)

Категория: Мои статьи | Добавил: ignaty-l (24.10.2007)
Просмотров: 1058 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024