Статистика








__
__
__

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139






Понедельник, 06.05.2024, 08:11
Приветствую Вас Гость
во едину от суббот

вера Церкви, чтение Писания, догматика        
                       
                        сайт ignaty_l

| Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Ignaty L. "во едину от суббот"

<<<пред

***

На этом можно было бы и закончить изложение тех давних событий, если бы не очевидные пустоты, имеющиеся в повествовании. - Их следует заполнить, и значит, можно сказать, начать все сначала....

Ибо так получилось, что в период подготовки и написания изложения, как-то сами собою стали возникать некоторые дополнения, примечания, так что они даже сложились в некоторого рода «комментарий». -Назовем это так.

Да и читатель должен был заметить, что за короткое время прочтения этого сочинения многое изменилось. Впрочем, «многое» - это как смотреть. По большому-то счету ничего не изменилось. Ни в климатическом смысле, ни в каком другом. Но читатель должен был заметить, что возникло чувство недосказанности. Есть такое чувство - поэтому я и говорю, что «многое» изменилось - оно возникает после беседы. И поэтому я решился на «комментарий». Чтобы начать все сначала.

Итак. - Мы исходим из того, что в Писании нет ничего случайного или лишнего, как нет там и обычной литературы. Мы исходим из того, что смысл повествования в Писании полностью зависит от прочтения, которое в свою очередь сильно зависит от традиции. Существует, как мы знаем, совершенно определенная - еврейская - традиция прочтения первых 11 глав Бытия и вся святоотеческая экзегеза строится на ней. -Обратимся к святым отцам. Не увидим ли мы некий предел, положенный той самой традицией, у которого святоотеческая мысль останавливалась и не проговаривалась дальше:

«Так существо, начавшее жить через изменение, сохраняет родство с этим изменением.» (Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека.) На какой точке, недоговорив, остановились отцы, за которой антропология стала приобретать расплывчатые черты?

«Те вещи, которые сотворены во времени и соответственно времени, становятся совершенными, когда прекращают свой естественный рост. А те вещи, которые созидает, сообразно добродетели, знание Божие, продолжают возрастать и став совершенными. Ибо конец одних становится (здесь) началом других. Ведь тот, кто посредством деятельного осуществления добродетелей прекращает существование тлетворного в себе, кладет начало образованию другого - более божественного.» (Прп. Максим Исповедник «Главы о богословии.»)

Взгляд изнутри, из души аскета, учил нас, но не давал осязаемой платформы для познания более низкого порядка, тоже нам необходимого. Отцы шли к «началам», но остановились так, как остановился бы военный отряд, попав в незнакомую местность. Как начальник отряда высылает вперед разведчиков, чтобы не подвергнуть вверенных ему людей опасности, так и отцы начали свою разведку. Движение как-бы застыло. Начался век схоластики. Мы читаем святых отцев и наша вселенная наполняется словами благодатными и верно выраженными, и через отеческое слово мы научаемся правильно понимать слово Божие и Его промыслительное действие в тварном мире. И, между тем, мы не можем не удивляться и не радоваться, видя, как благодать Божия, разливаясь повсюду в мире, проникая в, казалось бы совершенно безблагодатные сферы, наполняя их смыслом - так, что глубокое разумение законов тварного мира мы наблюдаем даже в мыслях людей далеких от всякой религии - оказывается возможной быть частично увиденной и познанной (хотя и не всегда узнанной) людьми всеми без исключения (что и есть на самом деле), и это делает для нас возможным пользоваться и самым разнообразным внешним опытом, до которого у нас порою не только не доходят руки, но и до охвата и познания которого, никакой жизни нашей не хватит, но который нельзя признать целиком ложным и построенном на «мирском мудровании», и который всегда и непременно оказывается для нас полезным, хотим мы с этим считаться или нет. Самые сердитые из нас приучились приводить цитату святого: «душевный духовного не разумеет» по всякому поводу, когда внешний опыт обосновывает новые теории на собственных открытиях, которые не нравятся нам из-за их видимого противоречия привычным околорелигиозным космологическим представлениям. Не знаю, правда, что такого духовного в тектонике или небесной механике. Робко скажу, что мне кажется, что духовное - это нечто совсем другое... Но…- внешний опыт накапливается, складываясь в науки, и всякий раз оказывается нам полезным. Вся наша жизнь проходит под суммой этого опыта. Скажу больше: этот внешний опыт постоянно нянчится с нашим вечным младенчеством, не допуская нас совать руки в огонь, кушать несъедобные предметы, выходить на мороз без шапки, и вообще... пить воду из копытца, какими бы неотмирными мы себя не предполагали.

Внешний опыт накапливается. Статиграфическая колонка, обработанные булыжники, останки гоминидов, пещерные рисунки - все это вошло в наш опыт познания мира. Родилась эволюционная теория. Почему она поначалу нас так испугала? -Эволюция вторглась в сферу религии. Кажется это самое сильное вторжение, осуществленное наукой, после всем памятных гелиоцентристских недоразумений. Нам бы радоваться и помнить, что гелиоцентристы не оказались неправы. Теперь уже для многих стали совершенно приемлемы наблюдения и первый вывод эволюционной теории: жизнь на земле миллионы лет совершенствовалась в формах. Именно - миллионы теперяшних лет. Но как это происходило? Внешнего опыта не хватает на то, чтобы ответить на этот вопрос. Но разве эволюционная теория не может как-то обогатить и наш религиозный опыт... уточнить то, о чем мы так долго богословствуем, но как-то не до конца? Отвечу: конечно может. Она прямо выведет нас туда, где мы до сих пор только предполагали. Она поможет нам открыть множество «странных» мест в Писании... и в истории. Но для этого нужно отказаться от заученных фраз, что текст первых глав Бытия «схематичен», что он говорит «о духовной стороне вопроса», что он «литературными приемами помогает создать образ», так сказать, «языком древних пастухов», что он «не раскрывает больше, чем положено знать человеку», «лишен поэзии и конкретности последующих глав»…

А зачем он тогда написан, если человеку об этом знать не положено? И что, собственно человеку не положено знать? Какая такая страшная тайна укрыта от пастухов? -Как я на свет появился? И почему это текст «схематичен»?

Текст очень поэтичен и конкретен. Он очень обилен. Он крайне насыщен. Он максимально доверчив к человеческой возможности узнавать его. Но для того,чтобы читать этот текст, надо приготовиться к большему, чем мы видим. И тогда текст 1-10 глав Бытия покажется нам так, как он есть.

.................................................

Ясно, что вопрос об эволюции, это не вопрос о выкопанных костях. Это - вопрос о творении. Как был сотворен мир. Как был сотворен человек? - Это не вопросы любопытства, я на этом настаиваю. Это вопросы о цели творения и о назначении человека... На эти вопросы, конечно, уже есть ответы. Вся святоотеческая литература посвящена этому.

Для пути святости нет нужды в эволюционной теории. Человек смиренный со Христом познает то, что призвание человека - единение с Богом, примирение с Творцом всей твари, и посрамление дьявола.

... А до грехопадения?... до грехопадения призвание человека было иным?... Все согласятся, что - да: единение с Богом. Это призвание и цель. Человек не был в раю в статичном состоянии. Рай был предназначен для возделывания и хранения... Но... Хранения - от кого? Возделывания - для кого... и до каких пор?... должен ли был человек и до грехопадения примирить творение с Богом и... посрамить дьявола?

Так какое же имеет отношение эволюционное развитие жизни на земле к цели творения и призванию человека? Просто ли это «вопрос чести»? дескать - ничего здесь не противоречит...

Повторю то, что сказал вначале. -Я не настаиваю на своем объяснении. Я лишь «сообразительно» пытаюсь начертать этот рисунок, как видится он мне моим скудным разумом, а читатель пусть судит о степени заблуждения.

Итак, я дерзаю своим умом представить тот миг «большого взрыва», в котором обрели жизнь первые могучие создания –«служебные духи».

Первый миг... Ничего не было... Совершенно ничего. Не было ни пустоты, ни вечности... Не было жизни. ...И вдруг...

............................................. ..................

Мир начал быть... Как? Что начало быть первым? Мы отвечаем - время. Началось время. Первое слово Библии: «брейшит» -«в начале». «Брейшит» - это та черта, которая отделяет тварный мир от Бога. Та черта, по обе стороны которой стоят две различные природы. Здесь два разных, разнонаправленных глагола: «было» (<) – до черты, и: «сотворил» (>) - после нее. «В начале было Слово».... «В начале сотворил Бог...»

...............................................................

Еретическое недоумие пыталось перевести Слово по эту сторону... Но в том начале, в тот миг, когда черта была проведена, Слово было у Бога. «Оно было в начале у Бога.» Тот миг не породил Слово, ибо «Слово было Бог»...

И: в начала мира было Слово, и: в тот миг Оно было (уже-всегда) у Бога (в Боге), и Оно было Бог, и все через Него начало быть; Оно было и Оно провело эту черту – «брейшит», ибо «в начале сотворил Бог небо и землю». «Без Него ничто не начало быть», ибо Оно не «стало» быть в начале, а было, и произвело в начале все имеющее бытие –«в Нем была жизнь»...

Энергия Бога перешагнула черту времени и явила тварное вещество, не мертвое, застывшее вещество, но движимое, сотворенными тоже, энергиями и силами. Никакими словами этого нельзя описать. –«Шаг во время», когда время само есть шаг в ничто и, одновременно, шаг в бытие, в которое врываются Божественные энергии, неистощимым порывом Господней любви, обретающие плотность во времени, которое само-по-себе обретает ход в этой плотности - это слабая лишь попытка словами выразить невыразимое.

Мир начал быть. И первыми живыми созданиями были Ангелы.

«В начале сотворил Бог небо и землю. И земля была безвидна и пуста и тьма над бездною и дух Божий носился над водами.»

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.»

... Возгорающиеся звезды закружили свой хоровод, отыскивая мутные точки планет, одной из которых уготовлялась особая роль... Несущаяся навстречу холоду, обогреваемая космическим теплом отступающего «назад» света, занимающего еще пол-неба, Земля - ее появление - была встречена восклицани ями Ангелов, пропевших хвалу Создателю (Иов 38; 6-7). Живое облако окутало планету и началась непрерывная работа…

Космический свет отступал...

Температура снизилась настолько, что вода стала обретать свое текучее состояние, скапливаясь в низинах.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она вод» от воды.»

Пар оторвался, поднялся над землею, и в небе поплыли облака. Навстречу им с земли вырастали горы.... Явилась суша... Земля менялась.

...Лишь гейзеры напоминали о том, что когда-то вся поверхность представляла из себя кипящее марево. «Твердь» держала на себе облака... «Твердь» сглаживала поверхность морей и озер. Твердь - небо - пространство - атмосфера - твердь... Та жизненная сфера, где «разделяется» вода, где слоится туман и образуется роса - твердь... На влажной земле появились зеленые пятна. Наступало царство растений.

Реликтовый свет слабел. Движение планеты стало замедляться. Земля попала в притяжение светила, которое Господь уготовал для нее. И чем более отступал и хладел древний свет, тем ближе становился свет приближающейся звезды. Наконец настал тот день, когда лучи солнца пробились сквозь облака и обожгли землю...

...Ночью, прежде белесое, небо стало совсем темным. Луна отсвечивала края облаков. Стали видны звезды.

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы небесные да полетят над землей по тверди небесной.»

Мир жил. Разумные и свободные - Ангелы - живые духи, проникая в материю, наполняли ее силой. Ангелы со-работали Богу, выполняя его волю - послушные и свободные они разносили благую весть по всей вселенной.

... Но где-то был тот миг, в который родилась зависть, а вслед за нею - непокорство. Светлый, осеняющий херувим глянул на мир другими глазами... Он увидел мир как сокровище, которое должно принадлежать только ему. Ему увиделось, что мир управляется «неправильно», что миру не должно служить, но мир можно взять и использовать для себя. Что в мире есть нечто, что делает его «ничьим», «бесхозным» и от этого «бесполезным». Что мир слишком полон свободой…. Свободная, а значит – «ничья» воля мира вполне может быть «взята», надо только «захотеть» взять…

.....................................................................

«Змей был хитрее всех зверей полевых...»

.....................................................................

«Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана Земли, - не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, - не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что - согласно с природою, в то, что - против природы, и возгордился против сотворившего его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле.» (Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» кн.2, гл.4.)

.....................................................................

«... ты печать совершенства, полнота премудрости и венец красоты. Ты находился в Эдеме, в сад» Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями... Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазам и всех, видящих тебя. Все знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.» (Иез. 28; 12-19)

.....................................................................

«...Я помыслил, и сотворено было все Мною Одним, а не через кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного.» (3Ездр. 6; 6)

.....................................................................

Змей же был хитрее всех зверей полевых.

................................................

Начиная все сначала, мы ставим теперь на первое место следующий вопрос: была ли смерть на земле до грехопадения человека?

***

«Владыко Господи! Ты сказал от начала, когда Един основал землю, и повелел персти, и дал Адам» тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою, и ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде, нежели земля произрастила плоды.» (3Ездр. 3; 4-6)


        в комментарий ->>


Категория: Мои статьи | Добавил: ignaty-l (24.10.2007)
Просмотров: 1000 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Лариса  
0
Преподаю концепции современного естествознания (КСЕ) в Плехановской академии. Очень интересна реакция студентов на вопросы, связанные с происхождением человека: креационизм (в его наиболее кондовой форме пришёлся по душе не только верующим, но и атеистам. Ещё интереснее ответ на вопрос, чем, собственно, не устраивает классическая дарвиновская теория происхождения Homo sapiens: "Фу, они же [обезьяны] такие мерзкие, грязные..." :)

Один из моментов. который я постоянно подчёркиваю: происхождение человека - вообще не вопрос биологии. Биология "видит" лишь биологические объекты, а грань между человеком и обезианой проходит не на этом уровне. По любым биологическим показателям мы отличаемся не то что от гоминид, а от современных шимпанзе на 1-2%, не более.


Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024