Дьяк этот Святослав, прост
как плетеный лапоть. Правильно понимает и современное православие и его теперяшнюю
миссию – заполнить рынок религиозных услуг товарами православных таинств, треб
и чтива. Только этот простенький дьякон не видит, что перед его старшим
коллегой поставлена несколько иная задача: провести на госуровне незаметную
реформу православия, «православия по Кураевски», создать «четвероклассный
минимум», при котором человек может определять себя принадлежащим к
православной церкви.
Затея, надо сказать, не так и
глупа, и не так уж, чтобы, и дурна. Без всяких расколов и смут положить начало
реформе, то есть просто освободиться от брянчаниновщины ее негласным забвением.
Дать детишкам «минимум православия», но так, чтоб и взрослые подтягивались как
бы само собою.
Но проблема в том, что мы все
привыкли уже считать и Кураева и теперяшнего Патриарха довольно активными, но
неумелыми политическими интриганами. Реформа- реформой, но реформы без политических
целей не бывает, как не бывает ее без политических методов. Понятно, что
эксперимент над детьми – а с тем, что это над
ними экперимент, цинично согласился протодьякон – затевается ради
экперимента над страной и остатками церкви. Почему проект доверен Кураеву?
Довольно долгое время Кураев
считался почти неформальным символом просвещения в РПЦ. Он долго перетягивал
одеяло «апостола интеллигенции» с покойного А. Меня на себя, и ему это почти
удалось. Интеллигенция поворчала, но
согласилась читать не А.Меня, а А.Кураева, раз уж больше ничего хоть сколько умного
в РПЦ вовсе не наблюдается. Кураев довольно грамотно и задорно оплевал увлечение
интеллигенции «сатанизмом», и интеллигенции ничего не нашлось как утереться и признать
свое интеллектуальное поражение перед неистовым дьяконом. Рассеянные в битвах с
кураевцами «кочетковцы» и пр. давно обозваны пидорастами, алкашами,
прихвостнями, то есть заклеймены и выявлены, так что альтернативы дьякону у
просвещенного человека как бы и нету. Если он хочет послужить родине, церкви и
обездоленному народу, то читай под подушкой дьякона, и плюй в бессилии против
ветра. Православие – это он. И традиция, и догмат, и обряд и много чего еще
хорошего можно сыскать в книгах для интеллигенции. Кураев – это серьезный
ресурс РПЦ. Во многом он – ее обновленное лицо.
Был..
Но случилось, что в истории с
избранием Партиарха Куравев сам себя впервые извалял в перьях. Это вообще был
имиджевый прокол. От Кураева отпала довольно значительная часть выращенной им
полуинтеллигенции и студенческой кураевцены, которым на заре их юности он
завещал хранить махровость как зеницу ока и не поддаваться на либеральное
нытье. Кураев вдруг сам «на выборах» изобразил золотое гетто епископата, как
скопище гнилых идиотов, приезжающих на собор с проститутками, с золотыми
яйценосами, разбитых на какие то «партии», интересы которых так и остались в
тумане общего непонимания – как же они вообще связаны с нуждами церкви, родины
и того же самого народа. Все эти люди – епископы – предстали перед изумленным
взором наученных неосуждению Священноначалия, которому тяжело нести свой крест,
кураевцев, как толпа пробивных менеджеров, сплоченными только непонятными
никому заботами об интересах свои групп, назначения и комбинаций, внутренней
логики их временных союзов которых, так никто и не понял. Кураев потряс своими
портянками так же неожиданно легко, как раньше он тряс портянками католиков, мусульман,
кришнаитов и свидетелей иеговых, и оказалось что «наши» портянки смердят посильнее
всех вместе взятых. Если раньше всем было «понятно» и доходчиво разъяснено: вот
гнилая сектантская доктрина, вот какие люди из всего этого получаются, то тут
интеллигенция засомневалась в своем вожде. «Наши» то люди, выходит, посволочнее
будут и католиков, и свидетелей, и мусульман – да и вообще моральные уроды,
которых мы вроде договорились не осуждать за их тяжкий крест, чтобы помыслами
лишними не мучаться по заветам православия и традиции как обряда…
Одним словом, Кураев за один
сезон потерял почти весь свой имидж. Сезон выборов вывел из под влияния Кураева
почти всю полуинтеллигенцию, чего о. Андрей, как видится, даже и не понял, продолжая
механически и привычно тупо обзывать посетителей своего дневничка грязными словами
- лишенными обаяния, задиристости при отсутствии в интерактиве редактора - из
своих книг про еретиков и католиков, чем-то серьезно напоминая легендарного
аббатуса, не заморачивающего себя поиском новых оскорблений, пользуясь старыми
проверенными и действующими наработками. Читатели дневника это отсутствие
редакторов, корректоров и имиджмейкеров поняли как: «отца Андрея подменили»,
или «взломали аккаунт», или еще как для себя объясняю нестыковку «того» Кураева
и «этого». Когда поймут что просто сменилась команда имиджмейкеров – ребятам дышать
станет проще…
Итак – «учебник ОПК», который
патриархия доверила своему раскрученному бренду – скорее всего обречен на
провал. Патриархия думает что прокатит на старом авторитете – вряд ли. Кураева
забычковали, пригасили об каблук, и решили что остальное можно докурить на
учебнике. Патриархия никак не поймет, что «курить Кураева» на выборах было
ошибкой для имиджа. Решили сохранить лицо патриарха – потеряли лицо Кураева. На
«сомнительном деле» брендом можно выстрелить только один раз. Тем более в лицо
народу. Кураев сразу после выборов стал «второй свежестью» для таких затей. Точнее
даже – затея сама стала попахивать острее.
Запахом политической интриги несет от этого проекта. От «учебника ОПК для четвертого класса».
Проект реформаторский, в котором опять не дают участия людям церковным, дабы не
сеять в них смуту. Я уже писал, что целиком за «реформу сверху», если она будет
касаться исправления системных ошибок.Но бригада монтеров с Чистого переулка опять взялась за интеллектуальную
работу, то есть за то, чем она похвастаться никогда не могла. Она хочет втихую
смонтировать новое облегченное вероучение, не подпустив к обсуждению методов
этого облегчения «невежественные массы». Массы чуют подвох и «политическую волю». И
правильно чуют. Оно самое и есть. Те самые епископы, которых так красиво нарисовал
Кураев – решают тут какие-то свои партийные интересы. Кураев показал народу
работу машины – народ содрогнулся. Машина ужасна. Какая же доктрина вырастила
таких функционеров? Как эта доктрина может претендовать на основную долю на «российском религиозном рынке», если она набита
набитыми дураками в лучшем случае, а в основном какими-то декоративными
петухами, пересравшимися друг с другом в борьбе за трон… Как не меняя системы
пробовать доверять функционерам и кукловодам этой системы? Как доверять
интриганам своих детей? …Когда интриганы даже и не скрывают, что
экспериментируют вживую на детях ради выживания этой самой системы? Системы,
которая не научилась ничему, кроме как интриговать, и своими интригами играть
на рынке религиозных услуг, проигрывая целые состояния: мысли, чувства, веру,
простоту… Проигрывая людей пачками.