Статистика








__
__
__

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139






Четверг, 25.04.2024, 15:47
Приветствую Вас Гость
во едину от суббот

вера Церкви, чтение Писания, догматика        
                       
                        сайт ignaty_l

| Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ignaty_l "комментарий"

<<<пред


***

В 1-5 главах книги Бытия употребляются четыре глагола, которыми обозначается „делание" Богом: неживой материи, растений, животных и человека. Это глаголы:

ברא- „творить",

עשה- „делать, свершать",

יצר - „создавать, производить",

בנה- „строить, составлять".

Последний глагол употреблён однажды - в отношении жены: „и составил (воздвиг) Господь Бог половину, которую взял от человека, в жену, и привёл её к человеку" (2; 22) (мы не делаем своего перевода, но предлагаем своё прочтение).

Глагол ברא (бара) „творить", мы понимаем не как „творение из ничего", а как „творение нового" (являть в начале). Этот глагол встречается: Быт.: гл. 1; ст.: 1, 21, 27-трижды, гл. 2; ст: 3, 4, гл. 5; ст.:1, 2.

Глагол: עשה (аса) „делать", мы понимаем как: „свершать" (являть по завершении). Глагол встречается: Быт.: гл. 1; ст.: 7,11, 12,16, 25, 26, 31, гл. 2; ст.: 2-дважды, 3, 4,18, гл. 3; ст.: 1, 7,13,14, 21, гл. 4; ст. 10, гл. 5; ст. 1.

Глагол: יצר (йецер) - „создавать, образовывать, производить", мы понимаем скорее как: про-изводить. с многоразличными оттенками этого изведения. Глагол встречается: Быт.: гл. 2; ст.: 7, 8,19.

Рассмотрим тексты, относящиеся к нашей теме.

Быт. 1; 26: „И сказал Бог: свершим (аса) человека по образу Нашему и по подобию Нашему..."

Быт. 1; 27: „И сотворил (бара) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил (бара) его; мужчину и женщину сотворил (бара) их."

Быт. 2; 2-3: „И завершил Бог в день седьмой дела Свои, которые свершил (аса), и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил (бара) Бог свершая (аса)" (букв.: „творил... , с целью свершить").

Быт. 5; 1-2: „Вот книга родословия человека: когда сотворил (бара) Бог человека, по подобию Божию свершил (аса) его, мужчиной и женщиной сотворил (бара) их, и нарек им имя: „человек", в день сотворения (бара) их."

Из этих текстов мы видим, что все Свои дела Бог в седьмой день свершил, т.е. - явил конечный результат творения. Глагол ברא (бара), как мы уже отмечали, означает „творение нового", а если быть точнее: „явление нового". Но что есть - „новое"?

„Сотворены": земля и небо - рыбы, пресмыкающиеся, птицы - человек. Остальное: растения, животные -изведено. Значит „творилась" качественно новая ступень свободы - 1) необходимость, 2) подчинённость, 3) независимость - по отношению к воздействию окружающей среды. Растения, чьё существование - прозябание, не намного свободнее минералов (земли, которая их произвела), как и млекопитающиеся не много свободнее рептилий, от которых они произошли, когда те вышли на землю. Вещество, чувства и разум были сотворены Богом, получили от Него повеления на произведение. Жизнь развивается в данной Богом свободе и воле.

Итак, глаголы: ברא (бара) и עשה (аса) мы в совокупности считаем глаголами, обозначающими творение, или иначе - глаголами, обозначающими процесс формирования.

Глаголы же: בנה (бана) и יצר (йецер), мы не считаем такими глаголами. Мы считаем их глаголами, обозначающими - оформление.

Текст Быт. 2; 6,7 в Синодальном переводе звучит так: „...и не было человека для возделывания земли... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."- И мы вынуждены указать на одну важную деталь, совершенно искажающую понимание текста: „и не было человека для возделывания земли",- В этом переводе (не только в этом - почти во всех переводах) мы с удивлением и недопониманием обнаруживаем один из самых существенных и распространённых в Писании глаголов: „быть", при том, что его там на самом деле - нет.

Без погружения в дебри еврейской грамматики, и вообще без всяких объяснений, мы предлагаем следующее прочтение (или даже - перевод) текста Быт. 2; 4-7: „Вот происхождение неба и земли в сотворении их, в день свершения Господом Богом земли и неба. Всякий же полевой кустарник, прежде чем будет в земле, и всякая трава полевая, прежде чем вырастет в земле - когда не дождил Господь Бог землю, и человеком не возделывалась земля, но пар поднимался от земли - и орошалась вся поверхность земли. И вызволил Господь Бог человека - прах от земли, и вдохнул в него дыхание жизни, и стал человек душею живою."

„Вызволил" - так мы перевели Синодальное: „создал". Это единственная наша вольность. Мы постарались максимально передать значение глагола ייצר „ййецер", который, по нашему мнению, означает не только оформление твари, но и в котором звучит волевой призыв на выход. (Конечно-же и животные (2; 19) были не сотворены после Адама „в духовном смысле" /никак не могу понять, почему словом „духовный" так легко приноровились затыкивать всяческие логические дыры/, а были призваны Богом к Адаму, для наречения имён.)

Подчёркнутое нами, мы считаем просто чуть более точным переводом (Относительно „человека-праха", мы полагаем весьма удачным славянский перевод: „персть взем от земли"). Весь текст целиком мы представляем связанным единым смыслом: взятие, вызволение человека - который на тот момент был лишь прахом, ничтожеством - от земли, произошло в тот момент, когда на Земле были довольно жёсткие климатические условия; дождей не было, орошение было скудным, такой же была и растительность. - Земля была свершена и ждала человека. Такой климат был в Средиземноморье между 50-15 тыс. лет назад.

Все три глагола, обозначающих: „творение", „вызволение (создание, оформление)", „свершение", как единый этап становления человека, встречаются в 7 стихе 43 главы книги Пророка Исайи в том самом порядке, который и предполагается в 1-2 главах книги Бытия:

„Всякого, кто назван во Имя Мое, и во Славу Мою, - Я сотворил (ברא) его, Я создал (יצר) его, и Я свершил (עשה) его."

***

О потопе говорить нелегко потому, что не удастся обойти стороной науки о земле. Для нас механизм потопа достаточно понятен по той причине, что весь он описан в Библии, но перевести его на современный язык невозможно без использования накопленных людьми знаний о земле, содержащихся в таких малопопуляризированных науках, как: геология, геоморфология, гляциология.

Механизм обрушения на ойкумену огромных масс воды, положившего конец первой истории человечества, является сложным для объяснения процессом, в том смысле, что ему предшествовало множество геологических событий, сложивших в итоге ту уникальную позицию на поверхности планеты, которая, повелением Божим, привела к почти моментальному затоплению огромных обитаемых территорий, многие из которых так и остались по сей день под толщей воды.

Рассказывая о потопе мы обойдёмся без ссылок на научные труды. Мы будем говорить об известных геологии фактах, дополняя их своей версией. Самым, может быть, спорным для нынешнего состояния геологии, будет являться наше предположение, что это событие произошло около 8-10 тыс. лет назад (ибо нам пока нигде не удавалась встречать, что так, сравнительно недавно, мог произойти сброс на стыке Евразийской и Африканской плит, где сейчас находится, собственно, Гибралтарский пролив; никаких версий относительно этого события нам, повторюсь, не попадалось, и оно является исключительно нашим предположением). Для нас эта дата не является привязкой к трудно высчитываемым датировкам в Писании. Мы выводим её из того срока, когда последний великий ледник полностью растаял, отдав свои воды океану...

Предыстория этого события начинается около 70 тыс. лет назад, когда скандинавский и североамериканские ледники, после недолгого перерыва, снова поползли на юг. Опять началась „великая засуха" при низких температурах. Это и период бурного протекания антропогенеза. - Род „homo" уже вывел на сцену неандертальского человека, которому суждено было бороться и не уцелеть в борьбе с усиливающимися холодами, но в самый пик наступления ледника в Европе, человеческий род отобрал вид, оказавшийся приспособленным к тому, чтобы взять на себя роль властелина своего края. Этот человек оказался способен приобретать и закреплять приобретённые навыки не только в жизни своего рода, но и в продолжении своей индивидуальной жизни. Человек стал обобщать явления, складывая о них представление. Он вышел из под власти рефлексов и стал - изобретателем. Тварное существо отобразило на себе замысел Творца. Это произошло около 40-30 тыс. лет назад.

В это примерно время ледник достиг уже огромных размеров. Это означает и то, что уровень океана снизился значительно, настолько значительно, что Средиземное, Красное моря и Персидский залив стали внутренними морями, не имеющими связи с океаном. Тогда, видимо, Господь и „запечатал" океан.

Нам думается, что „источников" „великой бездны", которые разверзлись „в шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца", было три. Они и сейчас существуют, и имеют свои названия: Гибралтарский пролив, Баб-Эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив.

Ледник вытягивал воду из океана, из морей и озёр. Опускание уровня воды во внутренних морях происходило несоизмеримо интенсивнее, чем в океане. Нам думается, что в тот период, когда ледник достиг максимальных размеров (ок. 23-18 тыс. лет назад), Персидского залива просто не существовало как водоёма. Уровень более глубоких Средиземного и Красного морей снизился на 600-800 м., возможно и ниже. Для сравнения можно посмотреть на уровени закрытых от океана Мёртвого озера (- 400м.), Галилейского озера (- 200м.), Каспийского озера (- 30м., питается такими крупными и полноводными реками, как: Волга, Урал, Терек, Кура с Араксом) и некоторых других водоёмов, расположенных в районах, где существует сильное испарение воды.

Следует заметить, что осадков в те времена в районе Средиземноморья практически не выпадало, испарение было огромным (см. Быт. 2; 5-6), всё это стягивалось к леднику и питало его. Уровень океана, как установлено, понизился на 120-150м., но объём воды в океане несопоставим даже с таким достаточно крупным водоёмом, как Средиземное море, которое „опускалось" куда более стремительно и в итоге распалось на два водоёма. Адриатическое и Эгейское моря освободились от воды совсем и стали равнинами. Здесь, возможно, и был центр ойкумены 20-10 тыс. лет назад.

16-14 тыс. лет назад ледник начал очень быстро, почти стремительно таять. Вода возвращалась в океан. За каких-то 7 тыс. лет ледник полностью растаял и вода в океане вернулась на свой прежний уровень. Но вот только в три водоёма доступ ей был закрыт. Ворота в Средиземное море, Красное море и Персидский залив оказались „запечатанными". „Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?" (Иов. 38; 8-11).

Все три „источника" находятся в зонах активной тектонической деятельности планеты. Мы не будем описывать предполагаемых механизмов „запечатывания" этих источников. Они различны для каждого и требуют употребления большого количества различных терминов. К тому же, вероятнее всего, Гибралтарский и Ормузский пролив до начала роста ледника были совсем мелководны, а Красное море и тогда уже было внутренним водоёмом.

Для нас важнее понять, что произошло, когда „источники" почти одновременно „разверзлись". Мы представим себе огромный район Средиземноморья, вокруг которого полу-километровой стеной нависал Мировой океан, сдерживаемый узкими перемычками...

Мы думаем, что первой нырнула вниз Гибралтарская перемычка: произошёл, как говорят геологи - „сброс", когда в районе напряжения происходит разрыв и опускание огромных блоков, которое совершается порой за считанные секунды... Мантия всколыхнулась, и, получив импульс, следующей „разорвалась" перемычка-дверь, закрывавшая Красное море; одновременно волна цунами, надавила на Ормузские ворота, перехлестнула через них и двинулась на северо-запад, вдоль Загроса, пробивая и углубляя себе проход. Через все три „источника" океан обрушился на ойкумену...

Что такое давление всего океана, что такое пятисотметровая волна, несущаяся со скоростью поезда, мы не будем объяснять. Конечно, разогнавшись, вода перехлёстывала через горы, встречные потоки вспучивались, не находя отступления, так что на какое-то время вода перекатывалась и через „самые высокие" горы. Океан шагнул на обитаемую землю и свирепствовал на ней „сорок дней". Но прежде чем отступить назад, вода пробила ещё одну перемычку - пролив Босфор (и Дарданеллы)... За тысячи лет реки заполнили этот водоём до краёв и ему суждено было отдать часть своей воды. „Сорок дней" воды океана были на земле и „сто пятьдесят дней" медленно находила себе выход вода из прорвавшей плотины Чёрного моря... Наконец, вода в морях и океане выровнялась, и только горные долины, впадины, котловины осушались долго, пока, наконец, по прошествии года, всё стало как прежде.

...Всё, что мы сейчас описали, не является какой-то сходу придуманной версией. Она, эта версия, родилась совсем не внезапно, но из сопоставления многих фактов. Мы намеренно не приводим никаких доказательств и подтверждений, как и признаёмся в том, что описанный нами процесс, останется для многих не совсем понятным. Все описанные нами явления не являются нашей фантазией, они происходили в истории планеты в разное время - например Гибралтарский пролив „открывался" и „закрывался" неоднократно, так что Средиземное море становилось внутренним водоёмом, как, впрочем, и Красное море; „Сброс" в месте трения Африканской и Евразийской плит, явление очень вероятное, и раньше имевшее место в этом районе; Персидский залив неизбежно пересыхал при каждом оледенении и т.д. - мы только выдвинули предположение, что в истории земли был краткий период, когда „бездна"-океан не имела доступа во все эти моря одновременно, и такое краткое „запечатывание" бездны произошло в период последнего оледенения. - Вода „ушла" в ледяную шапку, а когда вернулась - не нашла себе прохода. И океан навис над Средиземноморьем...

Мы хотим сказать, что в пользу выдвинутой нами версии имеются косвенные данные и подтверждения, но мы оставим их в покое, чтобы не уклониться в науку - область серьёзных и терпеливых изысканий. Мы же выдвигаем лишь версию, которую невозможно подтвердить двумя-тремя десятками „косвенных данных", ибо потоп был событием настолько масштабным и скоротечным, что даже две-три сотни „косвенных данных" будут сопоставимы лишь с двумя-тремя реконструированными словами на источенным временем листе папируса. Поэтому мы оставляем нашу версию чистым листом. Добавим лишь, что по нашему мнению, основная ойкумена располагалась там, где сейчас находятся воды Средиземного, Адриатического, Мраморного и т.д. морей.


***

Синод.: „Взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию." Конечно „то место", это никакое не „место". В оригинале: „тахтэна", - „вместо неё", или „ради неё". Мы предлагаем читать этот текст так: „и закрыл плоть ради неё". („Закрыл" здесь тот же глагол, что и в Быт. 7; 16, где „затворил" подразумевается: „прекратил" - заполнение ковчега, доступ в ковчег.) Т.е. в женщине, приведённой в рай,- прекратилась жизнь по плоти (словом „плоть" обозначается и - всякое животное). Она стала подобием своего мужа, - не „плотью", но богоподобным существом.

*** 

далее >>>


Категория: Мои статьи | Добавил: ignaty-l (29.10.2007)
Просмотров: 1847 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 13
3 Elena  
0
В истории творения можно выделить периоды, когда развитие идет эволюционно, за счет развертывания во времени заложенных в природе потенций: "И изнесе земли былие травное, сеющее сея по роду и по подобию... Еще: да изведyт воды гады душ живых и птицы , летающия по земли, по тверди небесной".

О земле Богом сказано – да произрастит растения. Т.е. Божьим словом творится особое "естество земли" (одной из четырех стихий). Бог творит самодеятельные стихии, вкладывает в них Свое Слово, т.е. наделяет их особой внутренней силой, а дальше они действуют согласно естеству. Тут видим самодеятельность стихий. Земле третьего дня была дана сила (коах) действовать по своему естеству. Так действует земля.

Сождание человека:

Прах - то живое, что было создано до человека. Вмещающее все доступные уровни земного бытия, но временное, не причастное вечному. Прах - потому что не имеет присносущного бытия, не имеет духа, через который может выйти к источнику вечной жизни.

А затем сказано, что Бог вдохнул дыхание жизни. Это уже иного порядка процесс, знаменующий качественный скачок, принцпиально возвышающий уровень сотворенного. Здесь звучит прямое творческое Слово Бога. "Дыхание вечной жизни", которому становится причастен бывший прах - это уже не эволюционным путем достигнутый уровень.

Простите, что много текста. Пишу не для того, чтобы навязать свое. Иногда полезно ознакомиться как другой видит. Мне, например, интересно читать, как вы видите.


5 ignaty-l  
0
а почему непричастное вечному? smile
что вечному причастно, а что нет, Вы можете сказать с уверенностью?

7 Elena  
0
===что вечному причастно, а что нет===

То что в Боге причастно Его Вечности.

Камень, например не в Боге. Бог его держит своей силой (как и весь остальной мир), но это извне Вечной Божественности.

Камень может причаствовать через человека. Если человек задействует его в священнодействии мира (в теургии, к которой предназначен)


11 ignaty-l  
0
то есть Бог направо, а мир налево..?
а вообще Бог это Кто, по Вашему?

13 Elena  
0
===Бог направо, а мир налево===

Мира еще нет (в каком-то смысле). Есть некий потенциал.

===Бог это Кто, по Вашему?===

Тот, кому молюсь. По-другому не знаю, что ответить...


2 Elena  
0
===„Сотворены": земля и небо - рыбы, пресмыкающиеся, птицы - человек. Остальное: растения, животные -изведено. Значит „творилась" качественно новая ступень свободы - 1) необходимость, 2) подчинённость, 3) независимость - по отношению к воздействию окружающей среды. Растения, чьё существование - прозябание, не намного свободнее минералов (земли, которая их произвела), как и млекопитающиеся не много свободнее рептилий, от которых они произошли, когда те вышли на землю. Вещество, чувства и разум были сотворены Богом, получили от Него повеления на произведение. Жизнь развивается в данной Богом свободе и воле===

В истории творения, как она явлена вначале Книги Бытия, сочетаются два принципа - эволюционизм и креационизм.

На мой взгляд, глагол "творить" употребляется в тех узловых моментах, когда в творении появляется новый "бытийный уровень". Неживое - затем живая душа - потом сотворение такого качества души ("душа живая"), которое потенциально причаствует вечной жизни...

Так и не поняла ваше мнение насчет женщины - может ли женщина без мужа, "напрямую" причаствовать Богу...

простите...


6 ignaty-l  
0
если Бог понимать как "хозяина", то все могут "напрямую" smile

8 Elena  
0
Я не понимаю, что значит хозяин. Тот, кому служат?

Тогда меня интересует другое, а именно молитва. Вхождение во святое святых. Знаем, что Богородица туда входила (по преданию). Но в алтарь женщин не пускают. Хочу разобраться.


10 ignaty-l  
0
в чем разобраться?
почему в алтарь не пускают?

12 Elena  
0
Могу ли надеяться туда когда-нибудь войти...

1 Elena  
0
בנה- „строить, составлять"

Я не нашла в тексте Писания такого слова - בנה .

http://www.superbook.org/TANAKH/GEN/gen1.htm

Вы можете это как-то прокомментировать? Если посылка нереальная, то возникают сомнения и в выводах.


4 ignaty-l  
0
в неопределенной форме и нет.
гл. 2, 22 - וַיִּבֶן
"и воздвиг" - http://www.superbook.org/TANAKH/GEN/gen2.htm

9 Elena  
0
Спасибо, нашла.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024