<<<пред
Евхаристия в послании к Римлянам:
«все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание
даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в
жертву умилостивления («примирительную жертву»)
в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных
прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время,
да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы
хвалиться? уничтожено. Каким законом? Законом
дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается
верою, независимо от дел закона».
Тут «Кровь» есть – смерть. Выражение веры – религия.
Религия есть воспоминание смерти и Воскресения - Евхаристия. ….
Павел тут опять делает акцент на вере. Чаша полна верой
принимающих. Настолько полна – что оправдывает наши грехи: «правда Божия через
веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия». Бог с нами
примиряется и делает это первым. Жестокая и Страшная тайна – Бог берет на Себя
грехи мира. Нифига не символически! Жестокая тем, что люди подсознательно и
впрямь, падая ниц перед страшным Богом – в сердце имеют к Нему укор. – За что
всё это? Твоя вина во всем этом! Это Ты нас не уберег, не защитил, заставил
страдать…. Бог не виноват – но делает Себя виновным. Он проклят людьми – и
проклятие осуществилось на Древе…
Бог не просит прощения словами. Это очень важно – слова
подтвердят дьявольскую ложь…
Бог не сеет смерть и грех. Он не искушается злом и не искушает никого.
Христос показал – кто есть настоящий убийца. Не люди…
«Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в
Иисуса» - перед верующими Бог не тиран. Не виновник их потаенных в глубинах
сердца обид на Бога. Да, мы тоже нуждаемся в оправдании своей недоверчивости, и за счет нее – злобе и
распущенности. Будем пить и есть, ибо завтра умрем – неверие причина «грехов».
Верующий же – не грешит… Ну да – грешит,
все мы грешные – Иоанн знает что говорит…
Не грешит безнадегой, не «нервами», а сознанием. Не грешит плевком во
все живое, захватом, властью над живым. Мы нуждаемся в оправдании неверию
нашему. Неверие в условиях оккупации
мира – да, оно оправдано. Ну так и сейте веру – те кто называет себя друзьями
Христа. Ну кто как умеет. Нету вины Бога перед людьми – другой виновник зла –
его власть разрушена, все спасены – ну как не понятно, что надо об этом только
и говорить верующим. Не создавать препонов
никому из приходящих, не разбрасывать по холмам то что собрано и
освящено. … Люди, конечно.
Христос не просит
прощения словами – Он делами Своими показывает как латать дыры в покалеченном
пространстве. - Окажи помощь. Любое зло содеяно дьяволом, соблазнившим
человека. «Общее дело» - красоту чтоль наводить в Церкви? Купола золотить? – да
нафик они нужны – все равно рассыпется всё. Пустое, бестолковое занятие.
Претензией к Человеку-Христу люди выразили претензии к
Отцу. Не то Ты делаешь. Надо делать как на горе было сказано – хорошая власть,
много хлеба, мир во всем мире. Выразили претензии к Отцу за дела не Отца, а
отца лжи. – Давай доделывай. Сойди с Креста – поверим. Что ты нас мучаешь, Сын
Давидов – если Ты настоящий, то должен делать так, как делает «настоящий бог»…
Христос принимает всю вину на Себя. Настоящий Бог может только это – показать
Какой Он… Вот так – по Человечески показать – вот так делает Бог. Никого не судит,
льна не гасит курящегося, за всеми ходит, натирая мозоли, и постоянно
спрашивает – вам не надоела эта помойка, в которой вы себя сами держите?
______
Сила божия в немощи совершается.
Да, Бог может проявить «силу» двинув стихии так что всё в
щепы – послать легионы ангелов. Но это
не «сила Божия». Двинуть стихии - да, можно….
Древние люди лучше чувствовали эту силу стихий. Да и
сейчас попасть под ураганчик, или оказаться неподалеку от разряда молнии –
такая колоссальная мощь ощущается, что человек быстро понимает что он пылинка и
его тощие силенки ничего этому противопоставить не могут.
Но всё это не «сила Божия». Эта сила проснулась и зажила
Божиим волением, но Бог это не Гигант, складывающий кирпичики вселенной. Грубо
говоря, атомный реактор тоже – не сила
человека.
Бог создал жизнь и жизнь забурлила преизбытком. И
свободой.
А свобода это не «подчинение». Свободное это свободное, «автономное», такое
как Сам Бог. Отобранная у мира свобода это и есть – взбесившийся мир.
Оккупация.
Христос приводил примеры силы Божией: «И сказал: Царствие
Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает
ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою
производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». «Не знает»
- не не знает, конечно, а у него – у семени – своя свобода, она должна вызреть:
«Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И
сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно -
как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на
земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает
большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Для чего
нам – олухам – эти притчи? Чтобы поняли что сила Божия это сама жизнь и есть. И
она слабая – жизнь-то. Это не скороспелка за шесть дней тяп-ляп и баиньки –
хорош работать. От Бога «все тело, составами и связями будучи соединяемо и
скрепляемо, растет возрастом Божиим». У Бога нет «времени», поэтому дела Божии
можно сказать – неторопливы. Время есть у того, кто делает всё быстро, стремясь
опередить Бога. У Бога нет и «плана» творения. «План», скорее, есть у сатаны.
Как уделать этот мир он прекрасно себе представляет. Навести порядок. И для нас
– «всегда время»….
«Долготерпение» - слово, применяемое к Богу и святым –
оно вполне характеризует работу Бога в мире. И силу Его. Это надо понимать и
чувствовать, что живое – нельзя насиловать.
«Скорость» - штука, как известно – относительная (физикам просьба не
ругаться :) ). Любой пакостник «заваливает дело», стараясь опередить на шаг, на
пол шага. Так работает сатана и люди ему подвластные. Дерево растет долго, а
срубается быстро. Искалечить человека – дело нескольких минут. Зло – быстрее
добра и любви.
Оно всегда опережает и сводит на нет работу утверждения
жизни.
***
Сейчас поставим кавычки и станет мучительно больно за бесцельно
прожитые годы….
«итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и
делайте; по делам же их не поступайте» - странно на первый взгляд. Язык у
фарисея длинный, мало ли что скажет…
«ибо они говорят, и не делают» - еще страннее. То есть
они говорят и не делают, а мы должны исполнять наговоренное ими?...
Щас, минутку, кавычки поставим….
Подстрочник: «на Моисеевом седалище сели книжники и
фарисеи; итак, если всё что (panta oun osa ean) скажут вам сделайте и
сохраняйте, по делами их не делайте:
говорят ведь и не делают»
Обещанные кавычки: «на Моисеевом седалище сели книжники и
фарисеи; итак, если всё что (panta oun osa ean) скажут вам: «сделайте и
сохраняйте», по делам их не делайте:
говорят ведь и не делают».
То есть – если фарисей вам скажет – делай и сохраняй, к
«деланию» можешь отнестись как к фарисейской придумке, ибо сами они нифига не
делают, а только:
«связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают
на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с
тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия
одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в
синагогахи приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель!
учитель» и т.д.
***
Одно из самых неверных, неправильных пониманий
Евангельского текста, приводящее к катастрофическим последствиям, это
«испоконвековная» болталка толмачей про «веру с зерно горчичное». То как это
понимается – что вера должна быть «хотя бы масюсенькая, хотя бы с зёрнышко
горчишнае» - противоречит всему строю рассказа про «горчичное зерно»,
прорастающему в Царство у Марка и также совершенно противоречит рассказам о
силе веры «размером с зерно» у Матфея и у Луки. И вообще говорит о полном
непонимании что святых, что несвятых толмачей, такого инструмента работы как -
вера.
Я уже об этом писал неоднократно, сегодня об этом
замечательно сказал Давлатов: «Вера должна быть конкретна
почти до осязаемости»; и я снова не поленюсь повториться –
Вера и должна быть маленькая как точка. Только такая она
будет сильная. Сосредоточенная и живая. Сфокусированная в точку.
Чем «больше» веры, тем она размазанней.., чем больше она
похожа на перезрелый арбуз, тем менее она плодовита, и расползается такая
«большая» вера плетями, заволакивая, заглушая всё живое.
Вера всегда должна быть сосредоточена на объект. Она
должна иметь четкую – «осязаемую» - цель. Гору, которую нужно сдвинуть, или
человека, которого нужно утешить. Не каждый день на айболитском пути
христианина встают горы, а человек – всегда. Цель должна быть одна. И
сдвигаться работа должна приложением силы. Приложением веры. И Бог – как ни покажется
странным – тоже «Объект, сдвигаемый» верой. Маленькой, как горчичное зерно.
Будучи маленькой, она разрастается деревом. Не горчишным
кустом, а огромным деревом, где смогут приютится многие.
***
Продолжая начатый у Алексея ( http://aleksy-lj.livejournal.com/ )
разговор о Таинствах.
Слово «Тайна», «Таинство», мистерия –(musthrion) - в Павловых сочинениях не встречается ни разу
в послании к Евреям.
Напротив - слова «Первосвященник» (arciereus) – нету
нигде кроме к Евреям.
Павел писал о себе: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем
поработил себя, дабы больше приобрести:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был
как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред
Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы
приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере
некоторых. Сие же делаю для Евангелия,
чтобы быть соучастником его».
Павел старался писать каждому на языке ему понятном... Чтобы
освободить тех кто повстречался на его пути. Не знаю, как бы он говорил с
нынешними православными, наверное ругался бы последними словами, ну да это
после узнаем....
Язычники поначалу читали то, что было написано им. А им
Павел втыкал, что если они себе думают что понимают всё лучше Иудеев, оттого
что получили дар по благодати – они глубоко ошибаются. И язычникам Павел писал
так, чтоб было понятно каждому бывшему языческому жрецу:
«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне
(musthrion) сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в
Израиле отчасти, пока войдет полное число язычников»
«вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны
(musthrion) Христовой, которая не была
возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым
Апостолам Его и пророкам Духом Святым»
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время
духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех
святых и о мне, дабы мне дано было слово
- устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну (musthrion)
благовествования»
«Ибо тайна (musthrion)
беззакония уже в действии»
«И беспрекословно - великая благочестия тайна
(musthrion): Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,
проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». И т.д.
Потом язычники прочли все остальное. Про первосвященника
по чину и т.д. Ну и понятно – всё у них срослось самым лучшим образом: от
евреев мы получаем таинство как богослужение, от язычников богослужение как таинство.
Короче, как сумели, так и сделали. В
общем – неплохо, если не считать что всё течет, все изменяется. Всё стало
настолько формальным, что дОлжное стать всякому волхву понятным, стало вообще
никому не понятным. Хотя, все, безусловно, делают очень вид, что проникают в
тайны по самое глубокое…
***
То что мы имеем такое красивое слово «таинство», это
заслуга, конечно, обращенных язычников, «перестроившихся» с мистерии языческой
на мистерию христианскую. В ветхом Завете «тайное», «скрытное» обозначает почти
всегда дела человеческие и греховные. Бог настаивает на том что Он не терпит
тайн, поскольку Сам Он - всюду: «Может ли человек скрыться в тайное место, где
Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит
Господь». Бог распечатывает перед человеком Свои тайны: «Ибо Господь Бог ничего
не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам», не «делает дело»
мутным и непонятным, дает человеку разум для постижения: «Слава Божия -
облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело».
Вся история отношения Бога с человеком – раскрытие Себя
Богом: «вам дано знать тайны Царствия Божия». «Вам» - это не всем, конечно. Это
– верным.
Ну и что мы имеем? Имеем действия – «таинства», смысл
которых не то что непонятен, а объявлен непонятным каждому; и верным - уж
совсем непонятным. «Верные» их только принимают как должное. «Верные» лодыри
тока хнычут, что негоже с грязной рожей, и «преклоняют голову». Естественно
как-бы перед тайной…. Ну, естественно – врут всё. Поскольку преклоняются перед
собственными придумками. Перед своими глупыми словами: «пресуществление» и
«преложение».
Если бы они преклонялись перед тайной!
Они давно облекли явленную тайну мутными словами им самим непонятными, и
наложили на свои слова – запрет. Раскрыли, называется, тайну – наложили печать
на свои человеческие мудрования. Мы «знаем», а об чом знаем – сами не знаем. Мы
докумекали что это- такая тайна, такая
тайна!… Тайна закрывается тайной, а та, в свою очередь – еще большей
тайной. Таинственна даже фелонька, в
которой подходим к тайне. К тайне можно подползти, тока облекшись в облако
тайн, придумываемых прямо на ходу.
Таинственен антиминс, с таинственно вложенными туда частичками
неизвестного, неведомого святого. Молекулы нетленного уха, лучащие святостью,
позволяют Святому Духу разгдядеть
площадку для приземления. …
Совершается таинство… Совершенно человеческое, в
сущности, действие. Нагромождение символов на символы, забытость и непонятность
которых все более подчеркивает «неотмирность» этого археологического памятника.
Он старше Мамаева кургана, Пирамид Майя, старше всех «великих городом Русских»,
а «мистически» он старше Иерусалима и всего мира!
Действия, призванные сближать, целить, соединять – теряют
всякий смысл, если в их основе лежит разделитель – человеческая тайна…. «От
тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не
возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения»…
***
Один из самых странных фрагментов в Евангелиях: «Наконец,
явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и
жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по
всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и
креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
С одной стороны - апостолов Христос укоряет за неверие до
самого упора, с другой – говорит, что кто не уверует с их слов – будет осужден.
У Матфея нет про «осуждение» неповеривших: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на
гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания
века. Аминь». – Учить и крестить.
У Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И
сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из
мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов
во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». – Проповедовать
как свидетели.
Странность концовки у Марка именно в том, что «осуждению»
подлежат за то самое, за что не поверили апостолы, причем «знамения»,
сопровождающие уверовавших со слов апостолов куда мельче и не серьезней, нежели
«знамение Ионы пророка», свидетелями которого апостолы были и не поверили: «Кто
будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден
будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут
изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что
смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут
здоровы».
Этот текст довольно неплохо показывает что «спасение и
осуждение» не вступают в логическое противоречие повествованию, если это не
онтологические, а здешние «спасение и осуждение»; Спасение себя живущего здесь,
сейчас достигается верой. Реализация этого спасения – знамениями веры. Как и
осуждение – постоянное маяние совестью. То есть речь идет о том, чтобы апостолы
шли и вызволяли как можно больше людей, поскольку неверующие – еще не верующие
– страдают. А могли бы не страдать. Речь идет о силе апостолького слова, а не о
суде. Чтобы проповедь Евангелия их была убедительной, продоносной.
|